Роль информационной деятельности в современном обществе экономической. Курсовик роль информационной деятельности в современном обществе

Wi-fi 26.05.2020
Wi-fi

Роль информационной деятельности в современном обществе Презентацию подготовила преподаватель ГБОУ СПО « Баймакский сельскохозяйственный техникум» Мусина Ж.М.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. 2

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами: человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению; развитие массово - коммуникационных процессов; потребность разработки общей теории информации; развитие кибернетики как науки об управлении; 3

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами (продолжение): проникновение информационных технологий в сферы социального бытия; исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы; актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы; проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях. 4

Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. 5

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям: Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. 6

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара". 8

Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей. 9

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса. 10

Литература i nformacionnaja_dejatelnost_cheloveka_13_chas , Ключева Елена Евгеньевна, учитель информатики, ГОУ средняя школа №378 Кировский район. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 2007. 11

Благодарю за внимание 12

Презентация на тему: Роль информационной деятельности в современном обществе













1 из 12

Презентация на тему: Роль информационной деятельности в современном обществе

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

№ слайда 3

Описание слайда:

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами: человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению; развитие массово - коммуникационных процессов; потребность разработки общей теории информации; развитие кибернетики как науки об управлении;

№ слайда 4

Описание слайда:

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами (продолжение):проникновение информационных технологий в сферы социального бытия; исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы; актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы; проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

№ слайда 5

Описание слайда:

Отличительные черты:увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

№ слайда 6

Описание слайда:

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям:Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

№ слайда 9

Описание слайда:

Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

Информационная деятельность играет огромную роль в современном мире и очень тесно связано с понятием и . С появлением информационных технологий, а точнее их улучшением, ведь книги или даже клинопись вместе с речью являются ИД, и развитием интернета как эффективного канала связи многое в нашей жизни изменилось, благодаря более простому обмену знаниями между людьми.

Определение и характеристика

Давайте теперь рассмотрим, что подразумевается под информационной деятельностью (далее ИД). ИД — это сбор, хранение, распространение и также создание ресурса и предоставление неограниченного доступа к нему. Простой пример — вот этот сайт. Наполнение сайта информацией и размещение его в сети интернет, это и есть ИД. Давайте рассмотрим (рис. 1) каждый пункт и кратко опишем каждый из них:

  • Первое сбор , подразумевает собой комплекс мер по добыче, отбору и в некоторых случаях даже анализу .
  • Второе, — организация надежного способа консервации для будущего доступа.
  • И последний, распространение — это возможность реализации публично оглашаемой или же задокументированной информации.

Рис. 1, Сбор хранение и распространение информации в современном обществе

Цель информационной деятельности

Информационная деятельность имеет следующую цель , удовлетворить потребность физических или юридических лиц в необходимой им информацией.

Таким образом можем сформировать определение:

Цель информационной деятельности в удовлетворении потребности в информации групп людей

В вышеуказанной деятельности есть несколько направлений в следующих областях:

  • Образование
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Политика
  • Вопросы социального характера

Каждое из этих направлений вносит свою лепту в развитие современного общества.

С приходом более совершенного вида ИД (более технологичного) на замену учебников и голоса в образование, снизилась нагрузка учителя и преподавателя. К примеру школьник или студент может с помощью персонального компьютера и интернета получить любое необходимое знание по учебной программе.

Примеры ИД в разных отраслях

  1. В экономике — информационная деятельность позволяет обеспечивать спрос на товары, благодоря рекламе.
  2. В науке, научные статьи доступны почти любому интересующемуся человеку и в следствии растет популярность науки и увеличивает количество заинтересованных, которые в дальнейшем могут стать учеными, что в дальнейшей перспективе позволяет двигать научно — прогресс вперед.
  3. В политике, видом ИД является СМИ которое позволяет освещать актуальные вопросы в государстве, позволяет формировать хоть и одностороннюю, но всё же связь с массами.

Информационная деятельность в вопросах соц. характера помогают привлечь внимание к социальным группам которые нуждаются в помощи. Позволяют привлечь волонтеров, или средства для улучшение условий таких людей. что позволяет изменить общество в лучшую сторону.

Техника безопасности в компьютерном классе

Общие положения:

К работе в компьютерном классе допускаются студенты, ознакомленные с данной инструкцией.

Нахождение студентов в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта).

Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

Во время перемен проводится проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом студентов из класса.

Каждый студент в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

Убрать сумки на специально предоставленный стеллаж справа от входной двери.

Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте. В случае их наличия немедленно сообщить об этом преподавателю.

Разместить на столе только тетрадь, ручку и учебное пособие (так, чтобы, они не мешали работе на компьютере).

Принять правильною рабочую позу, т.е. сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой.

Начинайте работу только по указанию преподавателя.

Во время работы:

Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

Не пользуйтесь клавиатурой, если компьютер не включен;

Не работайте за компьютером при недостаточном освещении; при плохом самочувствии;

Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

Находясь в компьютерном классе, студенты обязаны:

Соблюдать тишину и порядок.

Выполнять требования преподавателя и лаборанта.

О плохом самочувствии (при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения) сообщить преподавателю.

После окончания работы завершить все активные программы.

Оставить рабочее место чистым.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

Работать на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

Спина прямая, плечи опущены и расслаблены.

Ноги на полу и не скрещены.

Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

Вставать с места без разрешения преподавателя.

Находиться в верхней, грязной или влажной одежде.

Работать на клавиатуре грязными или влажными руками.

Приносить с собой еду, питье, жевательную резинку.

Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки.

Передвигать компьютеры и мониторы без разрешения преподавателя.

Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.

Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе.

Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши.

Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок.

Удалять и перемещать чужие файлы; запускать файлы в чужих папках.

Запускать компьютерные игры.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При появлении программных ошибок или сбоев оборудования следует обратиться к преподавателю (лаборанту).

При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю (лаборанту).

В случае возгорания в кабинете находится огнетушитель для тушения электроприборов.


Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе

Основные понятия . Информационная деятельность. Информатика. Информационные технологии. Компьютер, его возможности и сферы применения.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Такую деятельность называют информационной . Ядром информатики являются информационные технологии.

Информационные технологии – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий.

Первоначально компьютер создавался для автоматизации вычислений. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации.

Сегодня компьютер и помощник в бизнесе, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее, например, с помощью электронной почты быстро передать и получить информацию.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Благодаря всему вышеперечисленному информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Начался процесс информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

Вывод . В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Контрольные вопросы

· Что представляет собой информационная деятельность человека?

· Дайте определение понятию «информационные технологии»

· Что является фундаментом современных информационных технологий.

· Для каких целей первоначально создавался компьютер?

· Какие функции может выполнять компьютер сегодня?

· Сферы применения компьютера в современном обществе.

Тема:

Цель: познакомить учащихся с ролью информации в современном обществе.

Задачи :

· образовательная – представление о роли человека в информационной деятельности современного общества;

· развивающая – развитие умений выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, формирование логического мышления, внимания, интереса к предмету; развитие взаимопомощи , речи, умения выслушивать друг друга;

· воспитательная - воспитание уважения к товарищу, умения достойно вести себя, воспитание культуры общения , работа над повышением грамотности устной речи.

Вопросы:

1. Введение.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Теоретический материал .

1. Введение.

Информация всегда являлась немаловажным фактором общественного развития. С ее помощью человечество концентрировало многовековой опыт жизни прежних поколений. Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает социальную роль информации. Дальнейшее социальное развитие , безусловно, будет в первую очередь связано с информатизацией. Владение информацией открывает новые модели управления, формирует новые социальные структуры общества.

Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется информационный сектор экономики. Возникает новый капитал - знание. Под воздействием этих процессов меняется характер труда: внедряются безлюдные технологии, т. е. исчезает сам труд в непосредственном производстве, расширяется участие работников в управлении производством.

Информация как орудие продвижения прогрессивных идей способствует всё большей прозрачности границ между странами и народами. Складывается новая система общественного богатства с использованием информационных технологий , где ценятся, прежде всего, умственные способности человека.

По данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации. Научно-технический прогресс требует государственного вмешательства в информационный обмен и обязательных капиталовложений в информационные сферы деятельности. Технологии обмена информацией должны быть более эффективными: благодаря им знания и культура людей будут еще более универсальными. Люди станут менее зависимыми от обстоятельств места и времени, сопутствующих их жизни, что должно улучшить качество и уровень жизни общества. Под этим подразумевается улучшение качества доступа к информации; достижение соответствия и качества услуг, предоставляемых населению, обеспечения всеобщего доступа к информации за счет максимального упрощения интерфейсов. Развитие телекоммуникаций открывает новые возможности в приобретении знаний и самореализации для инвалидов и престарелых граждан, людей надомного труда, в предоставлении больших возможностей гражданам при исполнении различных ролей в обществе (служащих, студентов, предпринимателей и пр.); содействует развитию творчества, предоставляет более широкие возможности для обучения, развития многоязычия и культурного разнообразия.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. При реализации государственной научно-информационной политики основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, поддержке существующих информационных сетей и их совместимости с глобальными сетями, обеспечению доступа российских пользователей к мировому богатству научных знаний.

Необычайно важно использование информационных технологий в науке. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой. Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Современные исследования информационных технологий показывают, что наиболее эффективным видом информационной системы , хранящей разнородную информацию и являющейся актуальным средством реализации интеграционных процессов, выступают электронные библиотеки (ЭБ). При создании ЭБ необходимо обязательно учитывать опыт библиотечной и информационной деятельности в целом, а также общие организационные принципы создания, построения и функционирования автоматизированных библиотечно-информационных систем, включая требования действующих в библиотечной области международных и российских стандартов.

Электронные библиотеки предназначены для работы с разнородными информационными ресурсами, но для обеспечения взаимодействия пользователя с этими ресурсами необходим единый язык обмена информацией, что открывает большие возможности для студентов, которые участвуют в этом процессе. Ведь ЭБ доступны через Интернет, а современные глобальные информационные сети и включенные в них базы данных предоставляют своим пользователям широчайшие возможности. Поэтому следует всемерно поддерживать новые формы научной деятельности , предусматривающие использование современных информационных технологий, - электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок. В ближайшие годы нам предстоит наблюдать процесс развития мобильных компьютеров, мобильного телевидения, широкополосного беспроводного доступа, онлайн-дневников («блогов»), технологии RSS и таких технологий, которые называют «эволюцией в прогрессе».

Получается, что с использованием новых информационных технологий открываются глобальные возможности для научных исследований и разработок.

Задание для самостоятельной работы : изучить инструкцию по технике безопасности и санитарным нормам .

Литература:

1. Инструкция по охране труда при работе на компьютерах - http://*****/instr_pk. htm

2. Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе - http://www. *****/page-1-2-3.html

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - http://www. *****/2011/03/16/sanpin-dok. html

4. Человек и информационном мире - http://*****/filosofiya/chelovek_i_informacionnom_mire. html

Рекомендуем почитать

Наверх