Что относится к основным формам информационного противодействия. Некоторые аспекты информационного противодействия экстремизму и терроризму

Решение проблем 13.05.2020

Определения

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

    1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - … Википедия

    Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проект:Персоналии … Википедия

    ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

Книги

  • Информационное противоборство в моделях и задачах. 15 , С. П. Расторгуев , В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления… Категория: Разное Серия: Школьная программа Издатель:

Цели, задачи, признаки и содержание

Геополитического информационного

Противоборства

Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие ин­формационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного го­сударства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военно­го управления иностранных государств, эффективное информа­ционное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия ре­шений. Одна из важнейших целей ГИП - обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом инфор­мационном пространстве.

Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части:

· стратегический политический анализ;

· информационное воздействие;

· информационное противодействие.

При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням:

· стратегический;

· оперативный;

· тактический.

Следует выделить два вида информационной борьбы: инфор­мационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты.

На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капи­тал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях.

Воздействие - это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому. Воздействие может быть непосредственное (кон­тактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характе­ристики функционирования информации в обществе: размах цир­куляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональ­ная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации.



Именно воздействие является целью процессов переработки информации.

При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические систе­мы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью про­паганды и средств массовой информации), система формирова­ния и функционирования общественного мнения, система при­нятия решений (рис 14.2).

Объекты воздействия можно разделить на технические (в ос­новном они находятся в сфере интересов информационно-техни­ческой борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и свя­зи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним мож­но отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элемента­ми общества являются социальные группы и отдельные индивиды.


Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информа­ционно-психологического обеспечения как составной части на­циональной безопасности России. Данная система должна обес­печить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геопо­литических противников России). Ее основная задача - обеспече­ние психологической безопасности населения и политической элиты России.

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представ­ляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное вли­яние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массо­вой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования инфор­мационно-психологической среды общества. Поэтому система фор­мирования общественного мнения также является одним из ос­новных объектов информационно-психологического обеспечения.

Информационное оружие - это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опо­средованно используется против психики человека (или социаль­ной группы), речь должна идти об информационно-психоло­гической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-техни­ческие системы, информационно-аналитические системы (не вклю­чающие в себя человека) и информационные ресурсы.

Источники информационных опасностей могут быть естествен­ными (объективными) и умышленными.

Информационное противоборство, так же как и информаци­онная война, включает в себя три составные части:

  • стратегический политический и социально-экономический анализ;
  • информационное воздействие;
  • информационное противодействие.

Рассматривая теорию информационного противоборства в поли­тической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактиче­ском уровнях.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специ­альной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и раз­витие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, уп­равляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключает­ся в ее способности «точечно» контролировать социальные про­цессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет исполь­зование инфологем.

Инфологема - это ложная, искаженная или неполная ин­формация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целе­направленных манипулятивных воздействий или, что значитель­но реже, - неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они фор­мируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социаль­ного поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений.

Задача профессионала информационной войны - вовремя раз­глядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать.

Производство инфологем всегда носит деструктивный харак­тер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перете­кают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения полити­ческой ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров - «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно иска­зить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности:

· ксенофобия, ненависть к чужому;

· стремление найти врага, виновника своих бед.

В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции:

· охранная;

· аргументирующая;

· комментирующая;

· провозглашающая;

· отвлекающая;

· скрывающая;

· ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направле­ниях);

· дезориентирующая (подменяющая ориентиры).

Понятия «информационное противоборство», также как и понятие «информационное оружие» не имеет единого определения. Различные авторы в своих публикациях трактуют его по-разному. Так, например, Манойло А.В. в своей работе «Государственная информационная политика в особых условиях» приводит следующую трактовку:

Информационное противоборство – это соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Ю.Е. Кулешов и Н.П. Шеховцов в своей статье «Информационное оружие: теория и практика применения в информационном противоборстве» определяют информационное противоборство как специальные комплексные контрмероприятия, направленные на упреждение, профилактику, опережение и защиту от деструктивных замыслов противника на разум человека, принимающего управленческие решения. Коллектив авторов под руководством В.Л. Манилова трактует информационное противоборство (борьбу) как форму борьбы сторон, пред­ставляющую собой целенаправленное использование специальных способов и средств для воздействия на информационные ресурсы противостоящей стороны и защиты собственных в интересах дости­жения поставленных целей. Широкое распространение информационных войн берет начало от развития информатизации, ЭВМ и коммуникаций. Кроме того, скачок в изучении человеческого мозга и его психофизиологии дал старт развитию информационного оружия, направленного на подрыв психики человека. И наконец, научно-технические достижения способствовали созданию нового типа оружия, используемого в информационном противоборстве. Информационное противоборство, как и любая другая война, предполагает наступательные и оборонительные действия. Наступательные действия осуществляются посредством рассматриваемого нами информационного оружия. Средства ведения информационного противоборства подразделяются на: физические, информационные, программно-технические и радиоэлектронные . К информационному оружию физического действия относятся средства, предназначенные для воздействия на элементы информационной системы (противорадиолокационные ракеты, графитовые бомбы, биологические и химические средства). Информационные методы воздействия реализуются посредством совокупности средств массовой информации и мировых информационных сетей. Основным объектом информационных методов являются люди. При правильном применении информационно-психологических методов воздействия на психофизическое состояние населения, можно подорвать стабильность всего государства. Средствами реализации программно-технических методов выступают компьютерные вирусы, логические бомбы и другие средства проникновения в информационные сети. Радиоэлектронные методы воздействия предполагают средства радиоэлектронной разведки. Основная цель данного вида информационного оружия – контроль информационных ресурсов противника или вмешательство в его систему с целью ее дезорганизации.

Таким образом, все вышеперечисленные средства применения информационного оружия в информационном противоборстве направлены на поражение объектов противника, в основном с целью их подавления.

Каждое из них использует основные методы ведения информационного противоборства. К таким методам относятся поражение элементов информационной инфраструктуры, уничтожение информационных ресурсов противника, захват СМИ, воздействие на компьютерное оснащение, ухудшение психического состояния людей и др.

Сейчас идет явная информационная война между Россией и Украиной. На основе этой политической ситуации обоими сторонами используются различные средства и способы ведения информационного противоборства. Вооруженные конфликты на Украине начались еще в мае 2014 г., но информационная война, которую ведут российские, украинские и западные СМИ, находится на своем пике и не сбавляет обороты и по сей день.

Одним из основных проявлений информационной борьбы является то, что ситуация, складывающаяся между странами, с разных сторон интерпретируется по-разному. Когда заинтересованная сторона сообщает одну новость для своего населения, другая, не менее заинтересованная, сторона представляет эту же информацию совершенно в другом ключе.

Достаточно включить любой новостной канал или посмотреть ленту информагентств: везде говорят о несоблюдении прав русскоязычных на территории Украины, об обстреле мирного населения со стороны украинской армии. Противоположная сторона, то есть Киевская власть, заявляет абсолютно другое, говоря о провокации со стороны России.

Различные высказывания политических деятелей, в сторону российско-украинских отношений в социальных сетях можно рассматривать как вид информационного оружия, направленный на воздействие на психику человека. И оно имеет свои плоды, поскольку, в большинстве своём, пользователями Интернета и социальных сетей является молодежь. Именно молодежь выступает наиболее уязвимой частью населения любого государства, она в большей степени подвергается влиянию со стороны профессионалов в ведении информационного противоборства. Так, в очередной раз, основой ведения информационного противоборства становится воздействие на человеческое сознание с целью развязывания межнациональной розни.

Проблема информационного противоборства достаточно широко освящена в работах многих исследователей, отсюда и большое количество определений понятия.

Информационное противоборство прочно заняло свою нишу не только в военной, но и в мирной жизни. Например, проведение избирательной кампании, особенно президентской, со временем превращается в открытую информационную войну, которая преследует одну цель – уничтожить своего противника, используя информационные методы, хоть и не в физическом смысле. Информационное оружие использует разные средства воздействия в зависимости от своего вида. Так, средства и методы подразделяются на физические, информационные, программно-технические и радиоэлектронные. Нынешняя ситуация, сложившаяся на мировой политической арене является ярким примером ведения информационной войны. Основным, по нашему мнению, способом ведения такого противоборства выступает борьба СМИ за информацию. Российская и украинская публика получает одну и ту же информацию с разных точек зрения, что способствует подрыву авторитета государств и введению населения в глубочайшее заблуждение.

Обозреватель - Observer 2001 № 12

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

В БЕСКОНТАКТНЫХ ВОЙНАХ

В.СЛИПЧЕНКО,

доктор военных наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Проявление большого интереса к информационному противоборству в войнах будущего не случайно, так как это связано с тем, что информация становится таким же оружием, как ракеты, бомбы, торпеды и т.п. Сейчас уже ясно, что информационное противоборство становится тем фактором, который окажет существенное влияние на войны будущего, их начало, ход и исход.

Одним из важнейших механизмов зарождения бесконтактных войн является происходящая сейчас в некоторых странах революция не только в военном деле, но и информационная научно-техническая, которая также формирует совершенно новые информационные системы планетарного масштаба. Безусловно, в переходный период к бесконтактным войнам, примерно до 2010 г., еще будут сохраняться многие элементы противоборства прошлого поколения контактных войн, однако совершенно ясно, что произойдет резкий скачок в сторону информатизации и автоматизации управления войсками и оружием. Следует ожидать бурного процесса автоматизации всех уровней организационной структуры вооруженных сил, однако в переходный период информационное противоборство сохранится пока как один из видов обеспечения всех других видов борьбы.

Можно предвидеть, что после завершения переходного периода к бесконтактным войнам, информационное противоборство постепенно выйдет за пределы обеспечивающего вида и станет боевым , то есть приобретет самостоятельный характер среди других форм и способов борьбы. Превосходство над противником будет достигаться через преимущество в получении разнотипной информации, мобильности, быстроте реакции, в точном огневом и информационном воздействии в реальном масштабе времени по многочисленным объектам его экономики, военным объектам и при минимально возможном риске для своих сил и средств. Однако в отличие от ударного высокоточного оружия, которое поражает конкретный, специально выбранный важный объект или его критическую точку, информационное оружие будет системоразрушающим, то есть выводящим из строя целые боевые, экономические или социальные системы.

Владение информационными ресурсами в войнах будущего станет таким же непременным атрибутом, как в прошлых войнах владение силами и средствами, вооружением, боеприпасами, транспортом и т.п. Выигрыш в информационном противоборстве в ходе бесконтактных войн может способствовать достижению их стратегических целей.

Таким образом, под информационным противоборством в бесконтактных войнах следует понимать новую, именно стратегическую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны.

Однако надо обратить внимание, что информационное противоборство как вид обеспечения военных действий практически никогда не прекращалось во всех прошлых поколениях войн, идет оно и сейчас, так как стороны всегда стремились соответствующим образом контролировать информацию противника не только в военное, но и в мирное время.

В самом общем виде главной целью информационного противоборства (информационной борьбы) является сохранение необходимого уровня своей информационной безопасности и снижение уровня этой безопасности у противника. Поставленная цель может быть достигнута решением ряда взаимоувязанных задач, важнейшими из которых будут разрушение информационного ресурса и поля противника и сохранение своего информационного ресурса и поля.

Вполне очевидно, что для противоборства в бесконтактных войнах информационный ресурс высокоточного оружия должен будет иметь полный набор программных средств и мер как активной, так и пассивной защиты. Потребуется защищать от атак на информационные системы высокоточного оружия, но одновременно осуществлять и его активные и пассивные воздействия по отношению ко всем существующим и перспективным системам ПВО и ПРО противника. Вполне вероятно, что информационное противоборство будет тесно связано с системами и средствами разведки.

Первый опыт ведения информационного противоборства в виде операции был приобретен в бесконтактной войне в зоне Персидского залива в 1991 г. Тогда многонациональные силы во главе с США, проводя специально спланированное радиоэлектронное и огневое противодействие оперативного масштаба, осуществили блокирование практически всей государственной и военной информационной системы Ирака.

Второй эксперимент подобного масштаба был проведен в войне в Югославии в 1999 г.

Однако эти успехи не только окрылили США, многонациональные силы и страны НАТО в понимании роли информационного противоборства в бесконтактных войнах, но и заставили задуматься над тем, как выйти из подобного положения, если такое противоборство будет навязано им самим.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной публицистике, и даже в серьезных научных работах, часто можно встретить утверждение, что уже ведется и будет вестись не "информационное противоборство", а "информационная война". Однако понятие "война" в данном сочетании вообще не подходит, так как оно относится к более сложному общественно-политическому явлению. Война - особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами и обусловленное применением вооруженного насилия для достижения политических, экономических и иных целей. Война представляет собой не только противоборство информационное, но и общественных систем, классов, наций, государств с применением дипломатического, политического, информационного, психологического, финансового, экономического воздействия, вооруженного насилия и многих других форм и способов борьбы для достижения стратегических и политических целей.

Думается, что, по крайней мере, в ближайшие 20-40 лет еще не следует ожидать появления следующего, седьмого поколения также бесконтактных, но уже "информационных войн", в которых системообразующим видом борьбы будет именно информационное противоборство. Если такие войны возникнут в будущем, то они, безусловно, будут вестись в информационном пространстве планеты и в основном информационными средствами. Однако это очередное, седьмое поколение войн может зародиться не раньше, чем через 50 лет. А до этого будет вестись именно информационное противоборство, а не война.

Можно предвидеть, что войны седьмого поколения непременно выйдут из оперативного и даже стратегического масштаба и сразу приобретут планетарный масштаб. Причем уже сейчас просматривается, что такие бесконтактные войны следующего, седьмого поколения все же не будут вестись лишь информационными средствами, и не будут вестись против конкретного противника. Используя информационные сети и ресурсы, агрессор может провоцировать техногенные катастрофы в больших экономических районах, регионах и частях света. Не исключено, что после 2050 г. в ходе информационных войн может получить развитие экологическое оружие для адресного воздействия на минеральные и биоресурсы стран, на отдельные локальные области биосферы (атмосферы, гидросферы, литосферы), на климатические ресурсы в локальных пространствах Земли. Однако здесь явно обнажается абсурдность такой информационной войны, так как она будет связана не только с процессами нарушения нормального функционирования информационного пространства и информационного ресурса планеты, но и среды жизнеобеспечения земных жителей. Важно отметить, что в войнах последующих поколений, начиная с шестого (бесконтактные войны), человек не будет представлять собой главную цель поражения. Он будет поражаться косвенно, через поражение других связанных с обеспечением его жизни структур и систем.

Что касается бесконтактных войн (шестое поколение), то "информационное противоборство", или "информационная борьба" в них являются вполне законными понятиями и выражают борьбу сторон за превосходство в количестве, качестве и скорости добывания, анализа и применения информации. Ясно, что этот вид противоборства так же, как и другие его виды в бесконтактных войнах, уже сейчас имеет две четко обозначенные составляющие - оборонительную и наступательную, или ударную.

Оборонительная - защитить свою информационную инфраструктуру и информационную от воздействия противника, обеспечить безопасность собственных информационных ресурсов.

Наступательная (ударная) - дезорганизовать или разрушить информационную инфраструктуру противника, нарушить процесс оперативного управления его силами и средствами.

Для оборонительной составляющей в бесконтактных войнах могут найти применение такие формы и способы обеспечения безопасности собственных информационных систем и ресурсов, как:

    оперативная и стратегическая маскировка;

    физическая защита объектов информационной инфраструктуры;

    дезинформация;

    радиоэлектронная борьба и др.

Для ударной составляющей информационного противоборства в бесконтактных войнах найдут применение такие способы борьбы, как:

    стратегическая маскировка;

    дезинформация;

    радиоэлектронное противоборство;

    физическое разрушение и уничтожение объектов информационной инфраструктуры;

    "атаки" на компьютерные сети противника;

    "информационное воздействие";

    "информационное вторжение" или "информационная агрессия";

    "информационные удары".

Не исключено, что в рамках информационного противоборства самостоятельное развитие может получить кибернетическая борьба, в ходе которой будут наноситься мощные информационные удары по интегрированным компьютерным системам противника. Может осуществляться информационное вторжение через сети Интернета с целью нарушить системы жизнеобеспечения, электро-, газо-, водоснабжения противника, его системы связи, движение транспорта; сорвать его финансовые операции и т.п. Все это может быть реализовано в виде широкого спектра воздействий и представлять жизненную угрозу безопасности стран, подвергшихся агрессии.

Сейчас каждый новый сигнал о взломе или блокировке сетей Интернета свидетельствует об уязвимости даже самых современных технологий. Однако производители программного обеспечения пока не демонстрируют стремления защитить Интернет. Следует ожидать, что через эти же каналы можно будет без всяких свидетелей проводить психологическое воздействие на противника, а свое государство предупреждать заранее об угрозе его национальным интересам. Доступность глобальной компьютерной сети позволяет передавать необходимую информацию в любой регион мира и выполнять многие задачи, связанные с информационным противоборством.

В связи с тем, что сейчас уже явно видно движение некоторых стран в сторону бесконтактных войн, следует ожидать, что и информационное противоборство в этих странах будет также развиваться в следующих направлениях:

    ставка на информационное обеспечение военно-технического превосходства;

    информационная борьба с системами управления стратегических ударных и стратегических оборонительных сил различных уровней;

    борьба информационных систем высокоточных ударных и оборонительных средств сторон;

    создание сложной радиоэлектронной обстановки в воздушно-космическом пространстве в районе боевых действий и на всем театре войны (военных действий);

    навязывание противнику своих правил ведения военных действий за счет информационного превосходства и возможности информационного обеспечения массированных высокоточных ракетных ударов по всем азимутам.

Информационное противоборство многогранно. Используя системные методы анализа, можно быстро найти наиболее уязвимые места в системах управления, связи, компьютерного обеспечения, разведки и всестороннего обеспечения боевых действий противника. Выводя из строя критические системообразующие элементы военной и экономической инфраструктуры противника, можно существенно повысить эффективность своих действий в других видах противоборства. Критическими звеньями системы управления противника в первую очередь будут информационные средства, подавление, разрушение или уничтожение которых приведет к немедленному снижению его возможностей по управлению боевыми системами, силами и средствами, а значит, и по нанесению массированных высокоточных ракетных ударов по объектам экономического потенциала.

Важнейшей составляющей информационного противоборства, видимо, останется и радиоэлектронное подавление . Оно уже является одним из наиболее эффективных видов обеспечения боевых действий в войне. В бесконтактных войнах радиоэлектронное подавление непременно выйдет из обеспечивающего вида и станет самостоятельным видом противоборства, особенно в случаях, когда противники будут вести войны разных поколений. Над территорией противника, отставшего в подготовке к бесконтактным войнам, по которому агрессор будет наносить длительный массированный удар высокоточными крылатыми и другими ракетами, может быть создана штормовая и даже ураганная помеховая радиоэлектронная обстановка. В результате этого окажутся заблокированными абсолютно все приемные радиоэлектронные средства на земле, на воде, под водой, в воздухе и космосе. Те средства, которые будут продолжать функционировать и излучать электромагнитную энергию, немедленно уничтожат самонаводящиеся на источник излучения ракеты.

На рубеже 2030-2050 гг. следует ожидать значительных прорывов в области информационного противоборства.

В этот период времени может быть создан искусственный интеллект, который, вполне вероятно, найдет широкое применение как в ударных, так и оборонительных системах вооружения, а также в силах и средствах РЭБ. Первые работы в этом направлении начались еще в 60-х годах ХХ в., но уже в начале нового века следует ожидать появления принципиально новых электронных моделей интеллекта. Они, вероятно, будут построены подобно нейронным сетям в человеческом мозге и окажутся способны параллельно обрабатывать всю поступающую информацию и, что самое главное, они смогут обучаться. Искусственный интеллект найдет широкое применение, прежде всего, в головках самонаведения высокоточных межконтинентальных и крылатых ракет, а также в средствах ПВО, противокрылаторакетной обороны.

Другое направление в этой области, очевидно, будет связано с созданием молекулярных компьютеров на базе органических материалов в комбинациях со схемами на кремнии. Обработка информации в этих компьютерах, вполне очевидно, будет кардинально отличаться от общепринятых электронных схем, поскольку будет осуществляться на молекулярном уровне. Трехмерная протеиновая решетка теоретически может обрабатывать информацию даже быстрее, чем человеческий мозг. Такие компьютеры, скорее всего, будут применяться в разведывательно-боевых системах с элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования.

Итак, информационное противоборство практически становится важнейшим содержанием войн нового, шестого и, очевидно, последующих поколений. В дальнейшем следует ожидать применения в этом противоборстве сил и средств с искусственным интеллектом. В связи с возможностью с помощью информационного противоборства достигать оперативных и стратегических целей в войнах последующих поколений оно прочно приобретет значительную самостоятельность и явится неотъемлемым элементом всех остальных форм борьбы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

В результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) дают свои плоды . Но общий фон террористической активности в России остается еще на достаточно высоком уровне и всячески поддерживается силами международного терроризма.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствуют о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы ее распространения .

Поэтому одной из главных угроз, и это признают все наши партнеры по антитеррору, является идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство России с пропагандой терроризма, в рамках которого террористы путем активного воздействия на информационную сферу нашего государства стремятся решить свои преступные задачи, регенерировать свою инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

Руководство страны всегда уделяло серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.

Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
В июне 2007 г. на заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Ее основные задачи:

Формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;
. совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;
. формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации их последствий, что является гражданским долгом каждого .

Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом реальной террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей — уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды!

В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации .

При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва — поражает вторая, еще более мощная — информационная, которая несет нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей! Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».
С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения КТО. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при форсмажорных обстоятельствах.
В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение. Российский зритель устал от насилия на экране , отмечается востребованность с его стороны в нравственном позитиве кино- и теле-продукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, «радикализации» и рекрутирования, которые затем достигаются совместными усилиями.

Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия.
Особое место уделяется противодействию распространению идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети .

Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется Интернет-телефония, например система «Скайп», телефонные разговоры через которую трудно отследить.

Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН . Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.

В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонацио-нального экстремизма.

Ислам в России исповедуют более 14 млн. человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляет исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов . Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

Вместе с тем, победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан, возможно только преодолев разобщенность и объединив усилия всех заинтересованных государств мира, поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо обсудить и выработать:

Международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, «радикализации» и рекрутирования;
. систему международно-правовых мер по защите граждан от негатива информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущем любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;
. международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится где-то на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

Литература

Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2.
В.П. Журавель. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. № 2 (27) С. 71-79.
Н.П. Патрушев. Национальный антитеррористический комитет в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. М.: Федеральный справочник: политика, экономика, управление. № 11. 2007. 14 с.
Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ». Кипр. 2007 г. http://www.nak.fsb.ru. 9 с.
Андреев В. Л., Пюкке С. М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «Iнформацшнi технологи та безпека». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.
Н.П. Патрушев. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. 18 с.
Ильин Е. П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход. АТЦ СНГ М.: 2007. С. 176-185.
В.И. Булавин. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму. М.: Родина. № 12. 2007. 18 с.

Рекомендуем почитать

Наверх