Технология HDR в компьютерных играх. Три весёлых буквы: что нужно знать про HDR карты с поддержкой hdr

Настройка WI-FI 31.05.2020
Настройка WI-FI
  • Перевод

Последнюю пару недель я потратил на исследование HDR-картинки различных игр.

Когда речь идёт об SDR-видео, то вам должны быть знакомы значения RGB в интервале 0-255, где 0 представляет чёрный цвет, а 255 - белый.

HDR10 /Dolby Vision в этом плане немного отличается, не только потому, что использует интервал 0-1023, но и потому, что все эти значения данных представляют не просто чёрно-белый (или цветной) градиент, но и меру освещённости в нитах, то есть в единицах измерения яркости света.

В отличие от используемых в предыдущих видеоформатах значений, эти значения определены и абсолютны. Значение 0 всегда означает полное отсутствие света (полная чернота), значение 1023 всегда представляет 10000 нит освещённости, значение 769 всегда обозначает 1000 нит.

То есть если передать современному HDR-телевизору эти значения, он должен выводить точно такое количество света, которое описано заданным значением.

Эта система используется и в HDR10, и в Dolby Vision. Её могут называть HDR на основе PQ (PQ based HDR).

На сегодняшний момент есть не так много телевизоров с максимальным значением 10000 нит, вам повезло, если у вашего значение превышает 1500 нит.

Когда получаемый сигнал выходит за пределы аппаратных ограничений дисплея, телевизор сам решает, как обрабатывать эту ситуацию. Большинство производителей просто обрезают значения белого выше выбранного ими уровня. Также они могут использовать плавный спад и делать смещение к обрезанным значениям менее очевидным.

Для этого при создании контента под HDR10 и Dolby Vision указывается дополнительная информация о содержимом изображения в формате метаданных. Эти метаданные обычно сообщают, какое самое яркое значение будет присутствовать в игре (или фильме) и какова средняя освещённость для всего контента. Эти значения определяются по дисплею, на котором создавался контент.

Большинство UHD-контента сейчас создаётся для экранов с 1000 нит или 4000 нит.

Цель этих метаданных заключается в том, чтобы можно было получить из оригинального HDR-контента SDR-изображение (или что-то между SDR и HDR) в том случае, когда контент просматривается на дисплее, не достигающем пиковых значений освещённости дисплея, на котором создавался контент.

То есть если фильм создавался на дисплее с 1000 нит, а у вас есть OLED-экран с максимумом в 650 нит, то телевизор может использовать эти метаданные, чтобы решить, как отобразить информацию, которую нельзя отобразить иным способом из-за аппаратных ограничений.

Если у вас есть дисплей, соответствующий максимальной яркости контента или превосходящий её, то ему не будут нужны метаданные.

Разобравшись с этим, давайте посмотрим на то, как создавались игры, какие варианты они предоставляют пользователю для настройки изображения, что конкретно делают эти варианты, и какова связь между этими аспектами и тем, как выглядит HDR.

У видеоигр есть большое преимущество по сравнению с фильмами - их картинка генерируется в реальном времени, поэтому её можно настраивать как угодно.

Благодаря самой природе HDR-контента это очень легко измерить: нам достаточно будет скриншота или захвата видео без тональной компрессии (tone mapping), и из них мы можем посмотреть кодовые значения, использованные в разных частях изображения.

Мы сможем увидеть, что если игра передаёт что-то, отличающееся от чёрного (или имеет кинематографическую цветокоррекцию с поднятыми значениями чёрного), то мы можем увидеть самое яркое значение, которое игра попытается использовать для таких объектов, как солнце.

Поэтому я изучил различные игры для Xbox (консоль позволяет создавать скриншоты в HDR), чтобы разобраться с тем, что же делают различные внутриигровые настройки и как их использовать для получения оптимальной картинки на дисплее.

Цель HDR - передача дисплею большего количества информации, чтобы самый яркий свет, который мог бы отображаться в соответствующих частях изображения. Обычно самые яркие точки находятся в бликах отражения, взрывах и на солнце.

Давайте рассмотрим некоторые по-настоящему хорошие примеры игрового HDR. Во всех этих примерах используются немного отличающиеся параметры и разные подходы к выполнению тональной компрессии.

Чтобы лучше визуализировать вывод игры в формате без HDR10 / SDR-формате, я придумал метод создания карт освещённости.

С помощью этой шкалы мы можем легко оценить, что на картинке тёмное, что светлое, а что очень сильно яркое.


БОльшая часть видимого нами находится в интервале 0-150 нит, а всё выше - это дополнительная освещённость, обеспечиваемая HDR.

Star Wars: Battlefront 2

На самом деле, во всех HDR-совместимых играх на движке Frostbite, которые я рассматривал (Battlefield 1, Mass Effect) используется одинаковая схема.

Метаданные выводятся в 100000, а сама тональная компрессия выполняется игрой с помощью HDR-ползунка, где 0 нит - самое левое значение, а 10k нит - самое правое.


Как мы видим, само Солнце выводится в 10k нит. Объекты, которые должны быть совершенно тёмными, так и выглядят. Блики отражений на верхней части оружия тоже попадают в интервал от 4000 до 10000 нит.

Игры Dice на движке Frostbite на самом деле очень интересны тем, что можно сдвинуть HDR-ползунок на одно деление слева. Это даст нам 100/200 нит (в зависимости от игры), в сущности сжимая картинку игры до SDR. Таким образом вы можете очень легко убедиться, на что способен ваш новый крутой телевизор.

Ещё одна забавная вещь из игр DICE - можно сдвинуть ползунок на 0% и в буквальном смысле отключить всё освещение. Так мы увидим, что освещение действительно просчитывается в реальном времени, ведь мы сказали движку, что самый яркий источник света должен быть равен 0.

Rise of the Tomb Raider

В этой игре используется похожая схема: ползунок яркости, управляющий точкой чёрного (при перемещении к самой низкой точке), а второй HDR-ползунок управляет пиковой яркостью.

Изображение Tomb Raider ограничено 4000 нитами. Как и в играх на движке Frostbite, можно или поднять ползунок до максимума, чтобы телевизор выполнял тональную компрессию, или следовать экранным инструкциям, выбрав максимальную яркость и позволив игре выводить данные самостоятельно.

RotTR особенно интересна в этом, потому что тут есть множество бликов отражений, и не только в местах, где мы их обычно видим, например, на блестящем льду и мерцающем снеге, отражающем свет солнца…


… их можно увидеть и в условиях слабого освещения и на менее очевидных «блестящих» поверхностях, таких как этот ботинок в безумно высоком разрешении.


Похоже, что когда выходные данные достигают 4000 нит, то любой уровень выше этого прыгает прямо к 10k нит (что дисплей в любом случае обрежет, поскольку метаданные, похоже, сообщают дисплею, что они имеют значение 4000 нит).

Эти данные не теряются, их время от времени можно увидеть, и это говорит нам, что это художественное решение или часть процесса цветокоррекции игры под HDR.

Assassin"s Creed Origins

AC:Origins - это ещё одна игра с хорошо реализованным HDR. Как и в Tomb Raider, здесь тоже присутствует ограничение в 4000 нит (розовые фрагменты). В игре есть ползунок яркости, который на основании условий видимости нужно опустить как можно ниже. Кроме того, в игре есть опция Max Luminance, удобно размеченная в нитах.

Также в ней есть шкала «белого листа», то есть кроме ползунков и настройки самых тёмных и самых ярких частей игры она позволяет изменять одну из промежуточных точек: яркость листа бумаги.


Ubisoft рекомендует для ползунка белого листа следующую настройку:
отрегулируйте значение так, чтобы бумага и свисающая ткань на изображении были почти белыми

Однако, как и в случае с ползунком яркости, это позволяет отрегулировать выводимую графику игры так, чтобы она соответствовала условиям просмотра: если вы в окружении с управляемым источником освещения, то установите значение 80 нит, однако с усилением окружающего освещения вы предпочтёте значения повыше.


Настройка игр в соответствии с технически правильными параметрами показывает, что для многих потребителей HDR10/Dolby vision оказывается слишком тёмным. Также можно увидеть, что разработчики всё ещё вплотную занимаются этими технологиями: при правильной калибровке картинки игры HUD в AC становится немного слишком тёмным.

Forza Horizon 3

Замечательный пример того, что HDR не обязательно использовать только для безумно ярких пятен солнца, магии и огня.

При облачности небо всё равно остаётся очень ярким, и фотографам приходится идти на хитрости, чтобы справиться с вызываемыми этой причиной проблемами контрастности. Forza расцветает здесь в полную силу, я почти ощущаю холод и серость, как будто вижу их собственными глазами.

Как вы видите, небо достигает примерно 4000 нит, на решётку почти не падает свет и она тёмная, в то время как передние фары выдают полные 10k нит.


В условиях ночи игра по полной использует тёмный границу шкалы, в то время как взрывы и фары по-прежнему освещаются реалистичным образом.


Это тоже хороший пример того, что даже в SDR очень тёмное изображение, соответствующее стандартам HDR10, будет восприниматься как слишком тёмное, или приглушённое, или «давяще-
чёрное». Как мы видим из карты освещённости, все детали действительно на месте, но человеческий глаз не может подстроиться к таким подробностям. Ему нужно находиться в условиях слабого освещения примерно 10 минут, пока в клетках глаз не произойдут определённые химические реакции. Очевидно, что это представляет проблему для многих потребителей, которые скорее всего не находятся в способствующих этому условиях освещённости.

Gears of War 4

INSECTS


Все три игры работают с двумя ползунками. Ползунок яркости управляет уровнями чёрного, однако также контролирует один из аспектов контрастности, увеличивая максимальный вывод до 10000k нит. Второй ползунок HDR также позволяет задавать максимальный вывод, ниже значений которого настраивается другой ползунок.

В Forza и Gears эти параметры называются просто яркостью (Brightness) и HDR, однако в INSECTS они называется контрастностью HDR (HDR Contrast) и яркостью HDR (HDR brightness).

Давайте теперь посмотрим на некоторые другие примеры.

Shadow of Mordor

В SoM используется очень упрощённый подход: игра всегда выводит максимум 10k нит, а тональную компрессию оставляет на долю телевизора. Это интересно, так как мы знаем, что на самом деле разработчики никогда не видели игру выводимой в 10k нит, потому что таких дисплеев не существует.

В игре есть традиционный ползунок яркости (Brightness), который позволяет пользователям настраивать точку чёрного в соответствии с их вкусом и условиями просмотра.

На скриншоте мы видим очевидные места, где стоит искать полные 10k нит, а именно солнце и блики отражений. Также мы видим, что сторона персонажа, находящаяся в тени, такая тёмная, как и должна быть.

Agents of Mayhem

Здесь используется похожая техника, за исключением того, что игра ограничена сверху 1000 нитами и цветокоррекция/тональная компрессия, очевидно, выполнялись с учётом этого, поскольку это достаточно достижимый вывод с точки зрения потребительского дисплея. Не думаю, что это было совпадением, и это на самом деле одна из самых хорошо выглядящих в HDR игр.



Здесь снова, как и в других играх, сдвигание ползунка влево улучшает уровень чёрного.

DEUS EX: Mankind Divided

Множество случаев задранного вверх чёрного, возможно, является художественным приёмом, но также оказывается багом, который приводит к совершенному сбою цветокоррекции при опускании ползунка яркости игры ниже значения 35%.


Это выглядит как результат какой-то неверной регулировки кривой.


40-45% дают вывод в 1000 нит без слишком большого задирания чёрного вверх.

Final Fantasy XV

От «Squarenix, фу», к «Squarenix, ого!»

Фиксированный максимальный вывод в 1000 нит и простой ползунок яркости для опускания уровней чёрного. Потрясающе тщательная цветокоррекция, в том числе и при разных условиях освещения.

Насыщенные цвета, чрезвычайный контраст и высочайшая детализация. Тот, кто заглянет в отдел телевизоров магазина бытовой электроники, будет ослеплен непревзойденным великолепием изображения. В наши дни даже модели среднего класса обеспечивают гораздо лучшее качество изображения, чем топовые HDTV-устройства, выпущенные семь лет назад.

Глядя на новый плоский телевизор, часто создается впечатление, что за отличное качество изображения отвечает только разрешение UHD или 4K. Здесь в четыре раза больше пикселей, чем в предыдущей технологии Full HD, что, в конечном счете, должно дать более четкую картинку. На самом деле разрешение UHD оказывает меньшее влияние на качество изображения, чем полагают. То, что производители приписывают большому числу пикселей, зависит от иных параметров: высокая контрастность, естественные цвета и плавные линии контуров зачастую являются результатом работы алгоритмов таких технологий, как HDR с увеличенной глубиной цвета (10 бит).

Графическое разрешение в сравнении
Картинка в формате Ultra HD (UHD) содержит в 4 раза больше пикселей, чем в актуальном разрешении Full HD (1080p)

Высокое разрешение: стандарт 4K

Термин 4K пришел из киноиндустрии и является официальным стандартом записи и воспроизведения в кинокамерах, проекторах и на экранах. При этом разрешение 4K составляет 4096×2160 точек и выступает в качестве непосредственного преемника предыдущего стандарта 2K (2048×1080 пикселей). Понятие «4K» включает в себя не только разрешение, но и определяет также степень сжатия, битрейт и глубину цвета киноматериала.

Однако, несмотря на то, что многие телевизоры рекламируются как поддерживающие разрешение 4K, лишь немногие из них действительно обеспечивают разрешение 4096×2160 точек при соотношении сторон 19:10. Если речь идет о бытовых 4K-устройствах, под ними, как правило, понимают телевизоры с UHD-разрешением, которое составляет 3840×2160 пикселей. UHD считается официальным стандартом дисплеев и телевизоров, а также является «наследником» разрешения 1080p или Full HD (1920×1080 пикселей). Так как отличие между 4K и UHD при оценке экрана телевизора является незначительным, производители и СМИ часто смешивают эти понятия.



Разрешение UHD реализует свои преимущества на устройствах с большими диагоналями или при очень малом расстоянии от телевизионного экрана.

Как уже было упомянуто, UHD-разрешение само по себе свидетельствует о качестве изображения лишь отчасти. При хорошем зрении различие между UHD и Full HD можно уловить лишь на незначительном расстоянии от экрана ТВ. Для телевизора с диагональю 50 дюймов это расстояние составляет около 1,5 метров – слишком мало для большинства гостиных. Комфортное же расстояние для просмотра обычно составляет 3-4 метра. На большем расстоянии для достижения 4К-эффекта потребовался бы проектор в комплекте с экраном.

Однако эффект UHD зависит от многих параметров. Ключевыми факторами являются острота зрения и качество видеоматериалов. В записях формата 4K Blu-Ray эффект UHD проявляется в большей мере, чем в сравнительно сильно сжатых потоковых видео 4K от Netflix. Также при интерполяции материалов с разрешением 1080p современные UHD-телевизоры довольно сильно корректируют их качество: таким образом, обычное Blu-Ray-видео на них часто выглядит лучше, чем на устройствах Full HD. Тому, кто хочет увидеть на своем UHD-ТВ улучшенное изображение, несмотря на большое расстояние до экрана, необязательно «включать фантазию». За настоящий «эффект восхищения» в UHD-ТВ отвечает не разрешение, а технология HDR.

Больше деталей благодаря повышенной контрастности

Проще говоря, технология расширенного динамического диапазона, или HDR (High Dynamic Range), увеличивает контрастность в несколько раз. Это приводит к тому, что изображения выглядят более реалистичными и детальными. Ночные сюжеты в Full HD часто выглядят как черные изображения, а при использовании UHD + HDR даже в очень темных сценах можно разглядеть большое количество деталей. Таким образом, HDR не только радует глаз и улучшает впечатление от фильмов и сериалов, но и весьма успешно применяется в видеоиграх.


Официальный логотип
По логотипу «Ultra HD Premium» можно определить устройства и носители информации с контентом, поддерживающие разрешение UHD и технологию HDR10.

Однако HDR означает не только собственно HDR: существуют различные стандарты (HDR10, Dolby Vision, Advanced HDR или HLG), имеющие свои преимущества и недостатки. Все устройства, на которых наклеен логотип Premium UHD, а также игровые консоли PS4 Neo и Xbox One S, поддерживают HDR10. В первую очередь HDR10 противопоставляется стандарту HDR Dolby Vision. Для Dolby Vision, в отличие от HDR10, требуется собственный аппаратный чип, стоимость которого, наряду с лицензионными отчислениями, представляет собой немаловажную статью затрат.

При этом Dolby Vision обладает глубиной цвета 12 бит и тем самым обеспечивает лучший эффект HDR, а также ощутимо превосходит HDR10 с глубиной цвета в 10 бит. Грубо говоря, HDR10 представляет собой стандарт для массового потребителя, в то время как Dolby Vision является дорогостоящим «лакомым кусочком» для состоятельных любителей домашних кинотеатров.

При воспроизведении записей Dolby Vision на недорогих телевизорах, поддерживающих лишь HDR10, не возникает проблем, так как Dolby Vision также предлагает базовую функциональность HDR10. Однако выглядит это так, как будто бы фильм 4K Blu-Ray показывают на телевизоре, поддерживающем только Full HD.

Будут ли существовать оба метода параллельно или выживет какой-то один, сейчас трудно предсказать. Однако компания Samsung недавно представила стандарт-преемник – HDR10+, который в будущем может создать серьезные трудности для Dolby Vision. У HDR10+ метаданные, описывающие цвета и контраст изображения, формируются не статически, а динамически для каждой отдельной сцены или кадра, как в Dolby Vision.

Этот эффект почти нивелирует преимущество в качестве Dolby Vision. Кроме того, стандарт также оптимизирует динамический диапазон обычного HDTV (без литеры U, «ультра»). Некоторые устройства с логотипом Premium UHD 2015-2016 годов выпуска получат поддержку HDR10+ путем обновления прошивки, включая необходимый для этого стандарт HDMI 2.0b. Насколько хорошим будет в итоге HDR10+, станет ясно уже в ближайшее время, когда потоковый сервис Amazon Video начнет воспроизведение видео с использованием HDR10+.


Сравнение HDR и SDR
HDR значительно увеличивает диапазон контрастности. На левом фото представлен кадр с HDR (1), он гораздо более выразителен и детализирован, чем сравниваемое с ним бледное SDR-изображение (2)

Также необходимо отметить технологию HLG (Hybrid Log Gamma) - разновидность HDR, разработанную с участием британской компании BBC. Пока что заметной проблемой HDR является то, что необходимые для ее работы метаданные требуют дискового пространства и хорошей пропускной способности. Это становится проблемой в телевизионном эфире с его ограниченными частотами. Уловка от HLG: телевизионное потоковое видео содержит в себе всю информацию для воспроизведения как HDR, так и SDR (Standard Dynamic Range). Это является преимуществом не только для телекомпаний, но и для потоковых вещателей, таких как . Так как HLG является частью стандарта HDMI-2.0b, в будущем все телевизоры, поддерживающие HDR10+, должны будут «освоить» также и HLG.

4K Blu-Ray: мультимедиа-файлы и плееры

Премиальным классом для киноманов в наше время является UHD или 4K Blu-Ray. Эти стандарты мультимедиа доступны повсеместно уже около года, и в списке файлов платформы Amazon в настоящее время насчитывается около сотни наименований. Вместо рисунка синего пластикового диска 4K-издания Blu-Ray-дисков обозначены темным прямоугольником с логотипом «4K Ultra HD».

Стоимость новинок составляет около 1500 рублей. Многие фильмы в формате 4K Blu-Ray за небольшую плату доступны также в обычном качестве Blu-Ray. К сожалению, сейчас в 4К-варианте доступны только кинофильмы; сериалы отсутствуют. Осмотрительность следует проявлять в отношении дисков с маркировкой «Mastered in 4K», так как на них предлагается контент в разрешении Full HD.

Многие крупные производители предлагают плееры для фильмов в 4K Blu-Ray с HDR10 - цена начинается от 18 000 рублей (Samsung UBD-K8500)

В качестве HDR-варианта в 4K Blu-Ray-плеерах в настоящее время применяется исключительно технология HDR10. На январской выставке CES 2017 кинокомпании Warner, Lionsgate и Universal хотя и объявили о выпуске фильмов с технологией Dolby Vision, однако с конца июня картина «Могучие Рейнджеры» до сих пор является единственным представителем фильма с HDR в данном формате. «Нерешительный» старт также обусловлен тем, что в настоящее время практически отсутствуют Blu-Ray-плееры с поддержкой Dolby Vision. Лишь компания Oppo пообещала обеспечить поддержку этого стандарта для своего плеера премиум-класса UDP-203 (см. слева) путем обновления прошивки, а LG - обновить LG UP970 для возможности воспроизведения Dolby Vision. Так что тому, кто делает ставку на эту технологию, придется подождать еще немного.

Для воспроизведения 4K-дисков с HDR10 необходимы новые Blu-Ray-плееры, так как подобные медиафайлы предполагают использование нового оборудования и прежде всего - поддержку защиты от копирования AACS 2.0. Выбор пока невелик, однако каждый крупный производитель предлагает в своей линейке устройств подобную модель. Цены на оборудование варьируются от 10 000 до 50 000 рублей. Все устройства имеют обратную совместимость с обычными дисками Blu-Ray и могут подключаться к крупнейшим порталам потокового видео (например, Netflix, Amazon, YouTube).


49-дюймовый Sony KD-49XD8005 может воспроизводить UHD и HDR10. В настоящее время он доступен по цене около 65 000 руб.

4K Blu-Ray на ПК: комплексные предпосылки

Желающие посмотреть 4K Blu-Ray-контент на компьютере, сталкиваются с серьезными проблемами. Компания CyberLink недавно представила новую версию программы PowerDVD 17, поддерживающую стандарт 4K; однако для воспроизведения на ПК все оборудование, от дисковода до дисплея, должно поддерживать стандарт защиты от копирования AACS 2.0. Вот список необходимого: Windows 10 (64 бит), процессор Intel поколения Kaby Lake для настольного ПК и материнская плата с поддержкой технологии Intel Software Guard Extension (SGX) в качестве системы защиты данных.


PowerDVD 17 воспроизводит UHD Blu-Ray на ПК. Для этого все компоненты компьютера должны поддерживать новый стандарт защиты от копирования AACS 2.0

Также необходим графический процессор, способный воспроизводить мультимедиа с разрешением 4K и поддерживающий протокол HDCP 2.2. Интегрированная графика Intel уже умеет это, а вот компании nVidia и AMD только сейчас начинают адаптировать свои видеокарты и драйверы. Для дисплея также требуется поддержка протокола HDCP 2.2: например, по интерфейсу HDMI 2.0. Blu-Ray-дисководы, способные воспроизводить формат BDXL и поддерживающие AACS 2.0, существуют пока только в Японии. Однако летом они должны появиться в Европе. Довольно значительные затраты – и только лишь для предотвращения пиратства.


Для воспроизведения требуются сертифицированные дисководы, такие как BDR-S11J-BK производства компании Pioneer

Дисплеи с поддержкой HDR10 все еще редко встречаются продаже: так, компания LG в ближайшее время собирается представить 32-дюймовую модель (около 70 000 руб.) в Европе, а Dell объявила о выпуске модели UP2718Q (около 130 000 руб.), поддерживающей HDR, для Северной Америки. Если же говоорить об обычных 4K-моделях, то выбор здесь достаточно большой, а цены начинаются с 23 000 рублей (Samsung LU28E590DS).

Видео от Netflix и Amazon: 4K-фильмы на дом

Платформы потокового видео Amazon Video и Netflix располагают большим числом фильмов и сериалов в формате 4K и частично в HDR. У Netflix наряду с HDR10 также используется и Dolby Vision. Для воспроизведения в формате 4K и HDR требуется самый дорогой абонемент и пропускная способность канала не менее 25 Мбит/с; «чистое» потоковое 4К-видео возможно уже при 15 Мбит/с.


Платформа Netflix предлагает некоторые фильмы в формате HDR10 или даже Dolby Vision, однако только в том случае, если телевизор поддерживает эти стандарты.

Для просмотра в формате Dolby Vision необходимым условием является соответствующий UHD-телевизор, который в настоящее время предлагает только компания LG, причем по довольно высокой цене. Также в качестве плееров могут рассматриваться (около 5000 руб.), (около 20 000 руб.) или (около 25 000 руб.). Amazon также поддерживает HDR10 и Dolby Vision для некоторого мультимедийного контента. Системные требования аналогичны Netflix, однако весь контент вы получите, приобретя стандартный пакет сервиса Amazon Prime.


Устройство Fire TV Box воспроизводит 4K-видео с частотой 30 кадров в секунду. Поддержка HDR будет доступно только в последующих моделях.

Тому, кто хочет использовать устройство Amazon Fire TV Box в качестве плеера, следует обратить внимание: современный Fire TV (около 3000 руб.) поддерживает воспроизведение потокового видео в формате 4K с частотой до 30 кадров в секунду, но не поддерживает HDR.

Контент Amazon, однако, должен воспроизводиться на соответствующем устройстве. Так как Amazon в ближайшее время запускает воспроизведение с HDR10+, использование , в случае его обновления, является рациональным.

Как обстоит дело с приемом 4K HDR в России?

Крупнейший онлайн-кинотеатр MEGOGO уже позволяет российским пользователям смотреть дублированные видеофильмы в формате 4K HDR. Владельцы UHD-телевизоров с поддержкой Smart TV могут установить соответствующее приложение (если оно уже не установлено по умолчанию, как в телевизорах LG), оформить платную подписку и наслаждаться киношедеврами в ультравысоком разрешении с расширенным диапазоном яркости. На момент написания материала сервис насчитывал 28 отечественных и зарубежных фильмов в формате 4K HDR.


Insight 4K в основном предлагает трансляции реалити-шоу и передачи одной из четырех UHD-станций, сигналы которых принимаются через спутник Astra

Для радиостанций и частных телецентров формат 4K или UHD является делом далекого будущего – даже крупные вещатели в ближайшее время не собираются вести трансляции в Ultra HD. В стороне от специализированных каналов в наше время находятся лишь четыре программы, которые транслируются оператором «Триколор ТВ»: спортивно-развлекательный канал Russian Extreme Ultra, фильмовый канал КИНО UHD, канал реалити-шоу INSIGHT UHD и канал, посвященный моде, Fashion One 4K.

Все они принимаются в платном пакете программ «Ultra HD». Для приема контента в 4K-формате требуется спутниковый ресивер CI+, поддерживающий декодирование формата вещания Ultra HD 4K, а также стандарт сжатия HEVC (H.265), стандарты HDMI 2.0 и HDCP 2.2, которые уже интегрированы во многие современные смарт-ТВ.


Для пакетов в формате UHD от компании Sky необходим ресивер Sky+ Pro, но HDR-технологию телевизионный провайдер пока не поддерживает.

4K-телевизор: UHD + HDR10 по доступной цене

Поскольку преимущества UHD раскрываются в основном на экранах больших размеров, проектор в комплекте с экраном был бы идеальным устройством воспроизведения, но цены на них пока просто заоблачные. Модель Acer V9800, показавшая в нашей лаборатории лучшие результаты, стоит 427 000 рублей. UHD на телевизоре, напротив, не так затратно: неплохие UHD-модели с диагональю до 55 дюймов и поддержкой HDR10 стоят от 50 000 рублей. Иная ситуация с телевизорами, поддерживающими Dolby Vision: это весьма дорогие OLED-модели LG. Самая дешевая модель – – стоит 115 000 рублей.


4K-проектор стоит почти целое состояние. «Недорогой» Acer V9800 (около 427 000 рублей) обеспечивает превосходное качество изображения.

Лучшие UHD-ТВ с поддержкой HDR

В таблицах ниже мы перечислили лучшие UHD-телевизоры с диагональю до 55 дюймов, от 55 дюймов и модели с поддержкой технологии HDR10 по цене до 100 000 рублей и от 100 000 рублей. В категории «оптимальный выбор» мы рекомендуем обратить внимание на - наилучший вариант с HDR10. Все остальные модели стоят около 80 000 рублей или существенно дороже. Dolby Vision поддерживается лишь в новых OLED-моделях от LG: например, .

Топ-5 4K телевизоров с диагональю до 55 дюймов


1.

Качество изображения (50%)

: 98


Оснащение (25%)

: 100


Эргономичность (15%)

: 94.8


Качество звука (5%)

: 100


Энергоэффективность (5%)

: 58.9


Общая оценка: 96.2

Соотношение цена/качество: 45

2.

Качество изображения (50%)

: 98.2


Оснащение (25%)

: 93.7


Эргономичность (15%)

: 100


Качество звука (5%)

: 94


Энергоэффективность (5%)

: 65.4


Общая оценка: 95.5

Соотношение цена/качество: 53

3.

Качество изображения (50%)

: 96.3


Оснащение (25%)

: 97.1


Эргономичность (15%)

: 100


Качество звука (5%)

: 92.9


Энергоэффективность (5%)

: 60.1


Общая оценка: 95.1

Соотношение цена/качество: 46

4.

Качество изображения (50%)

: 100


Оснащение (25%)

: 92.2


Эргономичность (15%)

: 97.4


Качество звука (5%)

: 97.2


Энергоэффективность (5%)

: 51.1


Общая оценка: 95.1

Соотношение цена/качество: 51

5.

Качество изображения (50%)

: 97.6


Оснащение (25%)

: 93.7


Эргономичность (15%)

: 100


Качество звука (5%)

: 78.3


Энергоэффективность (5%)

: 72.9


Общая оценка: 94.8

Соотношение цена/качество: 62

Топ-5 4K телевизоров с диагональю от 56 дюймов


Чтобы увидеть все прелести картинки стандарта HDR10, которую могут выдавать Xbox One S, PlayStation 4 и PlayStation 4 Pro, вам понадобится телевизор с поддержкой этого формата. Зато потом все становится проще - можно сфотографировать экран и почувствовать разницу.

На специальной презентации Sony в рамках выставки Tokyo Game Show были продемонстрированы Uncharted 4 и Horizon: Zero Dawn как с включенным, так и с выключенным HDR. Оставалось лишь сделать фото - что и сделали корреспонденты японского издания Game Watch.

В случае с Horizon: Zero Dawn разница очевидна: первое фото показывает включенный HDR, второе - выключенный. У Uncharted 4 все чуть сложнее: на обеих фотографиях можно заметить косую линию, проходящую через изображение. Часть картинки слева от линии показывает выключенный HDR, справа - включенный.

На той же презентации показали версии Final Fantasy XV, inFAMOUS First Light и Resident Evil 7: Biohazard для PlayStatio 4 Pro. О Biohazard и First Light сложно сказать что-то определенное, а вот FFXV явно выглядела приличнее, чем на обычной PlayStation 4. Похоже, фанатам придется раскошелиться не только на игру, но и на новую консоль.

Когда в начале 2017 года проходила выставка CES, стало ясно, что вскоре прилавки компьютерных магазинов начнут заполонять компьютерные мониторы, поддерживающие стандарт HDR. Все крупные производители уже продают такие модели – каждая с впечатляющими параметрами. Скоро мы подробно расскажем об одном из них, а сейчас давайте сосредоточимся на теории, которая поможет решить, насколько сейчас оправдана покупка монитора с поддержкой HDR.

HDR в PC-формате

Стандартное объяснение описывает HDR (или High Dynamic Range) как набор стандартов, предназначенных для расширения цветопередачи и контрастности видео и изображений за пределы стандартных, «жестких» аппаратных возможностей. Говоря проще, HDR улучшает контраст, яркость и насыщенность цветов, обеспечивая в несколько раз более детализированное изображение. HDR против SDR

С практической точки зрения для большинства пользователей это означает полную замену имеющихся устройств для того чтобы получить очевидную разницу в качестве изображения. Почему полная замена? Потому что стандартные устройства, в частности мониторы, не соответствуют требованиям сертификации HDR.

Начнем с требования к яркости. Чтобы считаться «HDR ready» дисплей должен иметь минимум 1000 Кд/м2 (нит яркости). Высококлассные мониторы обеспечивают яркость между 300-400 нит, т.е. они даже близко не соответствуют тому, что необходимо. Хорошие ноутбуки имеют около 100 нит. Даже у дисплеев для смартфонов, разработанных для обеспечения хорошей видимости при ярком солнечном свете, этот показатель редко превышает 800 нит (Galaxy Note8 является одним из исключений с яркостью 1200 нит). Иначе говоря – в настоящее время 99% дисплеев не поддерживают HDR.

Теперь перейдем к воспроизведению цвета. Технология HDR требует, чтобы монитор поддерживал глубину цвета 10 или 12 бит. Однако стандартные мониторы способны передавать только 6- или 8-битный цвет, используя цветовую гамму sRGB, которая покрывает только треть визуального спектра HDR.

Модели мониторов с поддержкой технологии Wide Gamut Color (WGC) отвечают требованиям цвета, но их расширенные возможности совместимы только с программами для профессионального использования (графические редакторы, например). Игры и остальное программное обеспечение просто игнорируют дополнительные цвета и часто выглядят «размытыми», если оборудование не может эмулировать уменьшенное цветовое пространство.

HDR позволяет избежать этой путаницы за счет метаданных, которые корректно распределяют цветовое пространство. Именно это помогает правильно визуализировать изображение и заставляет все программное обеспечение оптимально использовать возможности дисплея.

Здесь, однако, следует вставить одно большое «НО» для тех из вас, кто работает в области фотографии, графического дизайна и обработки видео. Более яркие и насыщенные цвета, обеспечиваемые HDR-мониторами, вряд ли придутся вам по душе. Не потому что не понравятся вам, просто они не удовлетворят ваши профессиональные потребности, потому что их «живость» достигается за счет реалистичности цветопередачи. Модели с WGC продолжают оставаться идеальным выбором для вас. Так что если вы читаете этот текст, чтобы узнать, какие преимущества эта технология дает вашей сфере занятости, вы их просто не найдете.
Два дизайнерских монитора Dell. Слева – экран WGC с реалистичной цветопередачей. Справа – дисплей HDR. Легко заметить высокую насыщенность цвета.

Каша из стандартов

Далее мы поговорим об опыте с точки зрения обычного пользователя и PC-геймера, но сначала позвольте мне распутать для вас огромный запутанный клубок стандартов HDR. В настоящее время существует четыре стандарта, но только два из них широко распространены в потребительской электронике: запатентованный Dolby Vision с его 12-битным цветом и динамическими метаданными; и открытый стандарт HDR10, который поддерживает 10-битный цвет и предоставляет только статическую передачу метаданных. Два других стандарта – HLG, разработанный BBC и используемый на YouTube; и Advanced HDR, созданный Technicolor и используемый главным образом в Европе.
Разница между SDR, HDR со статическими метаданными (HDR10) и HDR с динамическими метаданными (Dolby Vision).

Но вернемся к вопросу использования HDR в компьютерных мониторах, добавив тяжесть игр. Требуя платы за лицензию и наличия дополнительного оборудования, Dolby Vision является более дорогим из обоих стандартов, и его дороговизна – основной фактор медленного приема. Несмотря на то, что Dolby Vision обеспечивает лучшую глубину цвета и возможности динамической перенастройки кадра за кадром, разработчики игр выбирают более дешевый, но оптимальный HDR10. При этом речь идет не только о производителях ПК, но и консолей: Microsoft (Xbox One S и Xbox One X) и Sony (PS4 и PS4 Pro). Основные сторонники HDR10, такие как Samsung и Amazon, даже активно борются против аргумента, что Dolby Vision предоставляет более высокое качество изображения. Эта борьба привела к появлению своеобразного обновления под названием HDR10+, которое улучшает некоторые слабые стороны HDR10.

Все это говорит о том, что HDR10 станет широко распространенным стандартом HDR для компьютерных мониторов и игр, верно? Нет, не совсем. Недавно разработчики Dolby Vision упростили интеграцию своей технологии в игры и графические процессоры посредством патчей, прошивок или обновлений драйверов. Весной этого года к числу ключевых сторонников Dolby Vision в играх присоединилась компания NVIDIA.
Стенд NVIDIA на выставке Computex 2017. Слева – стандартный SDR-монитор, справа – HRD-монитор. Фото: TechPowerUp

(ПК)Гейминг в HDR

Консольщикам повезло больше в вопросе HDR. Они выиграли от включения стандарта в высококлассные телевизоры, а производители консолей разработчики игр (специально для консолей) быстро разглядели визуальное преимущество HDR-экранов перед стандартными телевизорами. С чисто практической точки зрения потребителю легче оправдать большие инвестиции в экран, который служит развлекательным центром его дома, чем в тот, который стоит на рабочем столе.

Тем не менее, PC-геймеры могут быть благодарны их консольным товарищам. Популяризация HDR в телевизорах, таких как серии LG C6 и C7, которые могут использоваться в качестве гигантских мониторов для ПК, позволили «ПКшникам» насладиться первой волной HDR-контента, созданного специально для ПК.

Но все же, на какие модели мониторов следует обратить внимание? Три из наиболее перспективных анонсированных HDR-мониторов быстро разочаровали тем, что по факту они не соответствуют всем требованиям HDR10. И, следовательно, не поддерживают истинный HDR. Два из них, Dell S2718D и LG 32UD99, могут принимать HDR-сигнал, но не имеют необходимого цветового диапазона или яркости для использования HDR-контента. Последний, BenQ SW320, отвечает требованиям к цвету, но не яркости. Таким образом, в списке остались следующие модели: Acer Predator X27, Acer Predator X35 ASUS ROG Swift PG27UQ, ASUS ROG Swift PG35VQ, Samsung CHG70 и Samsung CHG90.
ASUS ROG Swift PG35VQ – одна из самых перспективных HDR-моделей на данный момент

Следующий логический вопрос: как обстоит ситуация с графическим процессором? В этом плане компьютеры уже давно подготовлены благодаря войне между NVIDIA и AMD, а также их видеокартам среднего и высокого классов.

NVIDIA начала с интеграции HDR в свои графические процессоры поколения Maxwell (предыдущая серия 900) и продолжила сертификацию с новой серией 1000, которая использует архитектуру Pascal. Первыми сертифицированными видеокартами от AMD стали модели семейств 390X и Polaris. Проще говоря, если ваша видеокарта была выпущена в течение последних 4 лет, у вас не должно быть никаких проблем. Однако, если вы хотите воспользоваться всем, что может предложить новый HDR-дисплей, придется приобрести одну из самых новейших моделей видеокарт.

Реальная проблема с HDR для PC-геймеров

Если с деньгами полный порядок, то покупка монитора с поддержкой HDR и соответствующего компьютерного железа не будет проблемой. Но прежде чем бежать в магазин, следует изучить ситуацию с наличием соответствующего контента. К сожалению, в этом плане так себе ситуация. Да, есть новые игры, в которые изначально заложена поддержка HDR, но старые игры не умеют подстраиваться по особенности этой технологии. По крайней мере, не без специальных патчей.

Интеграция HDR не требует масштабных изменений в программном обеспечении, но это не отменяет того факта, что в настоящее время количество HDR-контента, доступного PC-геймерам не так уж и велико. На самом деле только несколько игр поддерживают стандарт: Shadow Warrior 2, Deus Ex: Mankind Devided, Hitman, Resident Evil 7, Obduction, Paragon, пропатченная версия Mass Effect: Andromeda, Need For Speed: Payback и Star Wars: Battlefront 2. Кроссплатформенные игры Gears of War, Battlefield и Forza Horizon 3 поддерживают HDR в консольных версиях, но эта функция отсутствует на ПК. Некоторое время назад NVIDIA активно работала над патчем HDR для Rise of Tomb Raider, но от компании уже давно нет никаких новостей о том, как продвигается эта работа.

Разработчики игр принимают идею HDR, но консольные игры будут первыми с такой поддержкой. PC-геймеры остаются (снова) на заднем плане. Пройдет еще несколько лет, прежде чем HDR станет действительно важной особенностью компьютерных мониторов. На данный момент этого стандарта нет в числе обязательных параметров, которым должен обладать игровой монитор, чтобы заслуживать внимание. Как и в случае с 4K, HDR – это инвестиция в будущее.

Один совет, который я могу дать вам в завершение: покупаете сегодня монитор, который отвечает вашим текущим потребностям. Если вам важно наличие HDR, то этот приятный бонус обойдется вам в несколько дополнительных сотен долларов, но он будет гарантией (хотя и небольшой), что ваш новенький монитор еще долго будет оставаться актуальным.

Метки: ,

Список лучших игровых 4K мониторов для консоли Xbox One S с поддержкой HDR10, для тех, кто не хочет играть в консоль на телевизоре.

Основные параметры 4K-HDR мониторов.

  • HDR 10 - только этот формат поддерживают консоли Microsoft Xbox. Наличие Dolby Vision никоим образом не улучшит картинку игр. Также, не любое упоминание HDR в описании устройства означает поддержку нужного формата.
  • Диагональ от 24″ , но лучше 27″-32″. Играть в консольные игры на меньшем размере можно, но удовольствия мало.
  • IPS матрица значительно лучше в плане сочности и насыщенности картинки, TN же отличается малым временем отклика. На данный момент IPS дисплеи достаточно быстры.
  • Частота обновления 60 Гц , бывает и больше. Тут действует правило: чем больше тем лучше, но дороже!
  • Время отклика до 12 мс , до 30 мс приемлемый импут-лаг для ТВ. Чем меньше значение задержки, тем лучше.
  • HDMI вход 2.0 или 2.0a, иначе 4K будет в 30Hz, а не в 60Hz.
  • 10bit мониторы (1,07млрд цветов) и более, так как только в этом случае вы получите всю прелесть HDR. 8bit отображают 16.7 миллионов цветов. 8bit+FRC - это программные методы увеличения битности (пиксели моргают и из-за этого увеличивается количество цветовых оттенков).
  • Рекомендуем обращать внимание на мониторы с Freesync 2 через HDMI порт, так как эту функцию поддерживает Хбокс Оне Х.

Модели мониторов с HDR 10 для Xbox One S и X.

В середине 2017 года не так уж и много мониторов, действительно поддерживающих профиль HDR10, который необходим для новых консолей Microsoft Xbox One с индексами S и X:

  • LG 32UD99-W (31.5″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR10 / FreeSync) - $999
  • Dell UltraSharp UP2718Q (27″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR10) - $1.699
  • Acer Predator XB272-HDR (27″ / IPS / 4K / 144Hz / HDR 10 / G-Sync) - $1.999 (ориентировочно)
  • Asus ROG SWIFT PG27UQ (27″ / IPS / 4K / 144Hz / HDR 10 / G-Sync) - $1.999 (ориентировочно)
  • ASUS ProArt PA32U (32″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR 10) - $1.999 (ориентировочно)

Для полноценного HDR-10 нужна огромная яркость 1000 нит.

Разумеется не каждый захочет выкладывать более тысячи долларов за монитор, тем более для игровой приставки. А вот если игры совмещать с работой (фото и видео монтаж), то можно и раскошелиться. Да и не всем понадобится огромный 4K-UHD телевизор, цена которого так же стартует с отметки $1500.

Дополнительные технологии NVidia и AMD.

  • G-SYNC - разработка NVIDIA для динамической синхронизации между дисплеем и видеокартой (устраняет разрывы -«tearing» и увеличивает плавность кадров). Работает только с видео-картами NVIDIA и значительно повышает стоимость мониторов из-за лицензионных отчислений, в среднем на 20.000₽.
  • FreeSync - аналогичная разработка от AMD, для быстрого и четкого обновления картинки. Поддерживается VESA и Display Port 1.2a. Широко применяется всеми производителями мониторов из-за своей бесплатности ! Работает с картами GPU от AMD (дискретными и встроенными в CPU).

Что лучше 4K монитор или 4К телевизор?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться для чего будет использоваться устройство.

При многих равных технических параметрах (диагональ, разрешение, контрастность, яркость, скорость отклика, частота обновления и тд) между этими дисплеями есть одно различие - предназначение .

  • Телевизоры подходят для просмотра фильмов, телевидения, потоковых сервисов и игр на консолях. Так как они создаются специально для отображения «красивой» картинки на большой площади.
  • Монитору нужно показывать наиболее реалистичное изображение , без «улучшалок» и «уплавнялок». Поэтому они применяются в связке с компьютерами и другими рабочими установками. Игровые мониторы тоже актуальны только для ПК геймеров, так как консоли не выдают более 60FPS в 1080p, не говоря уже о 4К.

В идеале лучше всего иметь оба варианта, для работы хороший моник, а для развлечений большой телек. Но если бюджет или просторы жилого помещения ограничены, то придется расставить приоритеты.

Рекомендуем почитать

Наверх