Как работает mvc. Архитектурный паттерн MVC

Настройка WI-FI 20.03.2024
Настройка WI-FI

В данной статье мы разберемся с понятием MVC, и как, на примере, можно применить это в PHP.

Понятие MVC

MVC (Model-view-controller, «Модель-представление-поведение », «Модель-представление-контроллер ») — это шаблон проектирования приложений, при котором управляющая логика поделена на три отдельных компонента таким образом, что модифицирование одного из них дает минимальное влияние на остальные.

Шаблон MVC хорошо применять при создании сложных проектов, где необходимо отделить работу php программиста (или разделить группу программистов на отделы), дизайнера, верстальщика, и т.д.

Шаблон MVC разделяет представление, данные, и обработку действий пользователя на три отдельных компонента:

MVC Модель (Model). Модель предоставляет данные (обычно для View), а также реагирует на запросы (обычно от контроллера), изменяя своё состояние.

MVC Представление (View). Отвечает за отображение информации (пользовательский интерфейс).

MVC Поведение (Controller). Интерпретирует данные, введённые пользователем, и информирует модель и представление о необходимости соответствующей реакции.

Для наглядности схемы действия шаблона MVC, ниже предоставлена иллюстрация.

Такие компоненты как представление и поведение зависят от модели, но никак не влияют на нее. Модель может иметь несколько представлений. Может быть, концепция MVCсложная для понимания, но если ее осмыслить, она становиться незаменимой при разработке приложений на PHP.

MVC в PHP

Особенностью при использовании MVC в PHP, является то, что существует одна точка входа в php приложение, которая, например, достигается следующим образом. Создается index.php через который будут обрабатываться все запросы, для этого создаем в папке с индексом файл.htaccess и помещаем в него такой код:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

В предоставленном коде, первой строкой, проверяется существование запрашиваемого файла, и если его нет, то идет перенаправление на index.php, иначе даже запросы картинок сайта будут перенаправляться на индекс. Последняя строка кода преобразовывает запросы вида index.php?route=chat/index у вид index.php/chat/index. Если у вас нет возможности использовать ModRewrite в своем приложении, то вам придется делать переадресацию вручную.

PHP Модель

Данные о PHP модели содержаться в ее атрибутах и могут быть изменены только через специальные функции. Модель может содержать в себе несколько представлений. Как правило, phpмодель это класс работающий с БД, конкретнее: запись, чтение, удаление. Естественно чтение информации с БД может быть реализовано несколькими представлениями (функциями). Как пример модель статей на сайте: можно получить конкретную статью из БД, список последних, популярных, какой-то категории… это все представления модели. Для наглядности ниже предоставлен пример php модели.

PHP контролер (Поведение)

PHP контролеры получают запросы пользователей, которые мы направляли через index.php, и в соответствии с ними, корректируют работу модели. Правильнее сказать контролируют работу php приложения.

PHP Представление

Представление отслеживает изменение в модели и создает или меняет интерфейс php приложения.

List of Datas

firstname ?>

lastname?>

Как работает данный PHP MVC шаблон?

При обращении пользователем по нужному url выбирается соответственный контролер, который обращается к представлению и модели, и выводится информация. Другими словами контролер в mvc есть связующим звеном модели и представления.

Преимущества MVC шаблона при создании PHP приложения

Как упоминалось выше это, прежде всего дифференциация разработчиков php сайта на отделы. Также увеличивается скорость работы php приложения, если создается крупный проект. Ну и то, что касается непосредственно самого php разработчика, это правильная структуризация php кода (все на своих местах, так легче для понимания).

MVC пример

Особо не будем зацикливаться на примере работы MVC, так как уже имеется Добавлю лишь еще пару схем для более глубокого понимания.

Еще одна схема работы MVC шаблона на PHP, она более чем доступна для понимания.

Всем привет! Сегодня я пишу первую статью из серии, посвященной созданию собственного MVC приложения .

Для начала стоит отметить, что если кто-то не знает, что такое MVC , то сначала прочитайте эту статью: .

Итак, что мы будем иметь в конце? У нас будет движок , созданный с использованием шаблона проектирования MVC . Этот движок будет очень простой, где-то будут опускаться проверки, но это все сделано для того, чтобы вы поняли, как вообще создавать приложения на MVC , а потом, доработав наш движок, вы сможете использовать его для своих проектов. У нас же будет базовый функционал:

  • авторизация
  • небольшой чат
  • добавление статей
  • редактирование статей
  • удаление статей
  • управление пользователями

Все начинается со структуры папок. Она у нас будет такой:

  • index.php
  • .htaccess
  • controllers
  • models
  • views
  • libs

Думаю, тут все понятно. В папках controllers , models , views и libs будут храниться контроллеры , модели , виды и прочие файлы . В процессе создания мы будем добавлять нужные нам папки и файлы.

Для создания нашего движка будет использоваться объектно-ориентированный подход . Если вы его плохо знаете, то следует тоже сначала почитать об этом статьи на сайте.

Итак, на этом я заканчиваю вводную статью, а в следующей мы уже начнем создавать движок на MVC . До скорого!

Что такое MVC?

Итак, MVC - это про пользовательский интерфейс (UI). Не обязательно графический, голосовое управление тоже годится. Не забудем, что программа может не иметь пользовательского интерфейса, может иметь программный интерфейс (API) или вообще никакого не иметь и всё ещё быть полезной.

Но если у нас есть пользователь, значит должен быть пользовательский интерфейс. Что же такое интерфейс? Это смежная граница между двумя системами. В нашем случае: с одной стороны - программа, с другой - пользователь. Вот они.

Программа совершенно абстрактная, любой предметный код. Она умеет делать что-то полезное, и у пользователя есть нужды, которые можно удовлетворить с помощью этой программы. Тогда появляются кусочки логики, которые «знают», как, используя эту программу, сделать непосредственно то, что хочет пользователь. Кусочки - не предметные, предметная логика в программе. Они больше относятся к пользователю с его конкретными потребностями, и представляют собой комбинации вызовов и обращений к программе.

Юзкейсы

В качестве примера представьте терминал для торговли на бирже. Пользователь терминала выставляет заявку, в которой указывает, что он хочет купить акции компании «Светлый путь» в количестве 20 штук по цене 1500 рублей за акцию. Также указывает, что заявка действительна в течение четырёх часов, и с какого из его счетов списать деньги, в случае успешной сделки.

Ощутимое количество атрибутов. Проходит некоторое время, и он понимает, что по такой цене купить не удастся и готов поднять цену до 1550 рублей, оставив все остальные значения. Тогда он выбирает эту заявку, нажимает кнопку «изменить», указывает новую цену, да. Это удобно.

Но на бирже нельзя изменить заявку, в предметной области нет такого понятия. Заявку можно только выставить и отменить. Чтобы дать пользователю возможность в один клик менять заявку, надо запоминать старые значения, снимать заявку, давать редактировать то, что запомнили, и выставлять новую заявку. Такая комбинация. Но для пользователя она выглядит как одно простое действие: изменение заявки. Это называется - use case.

Дополним нашу диаграмму местом под юзкейсы.

Ещё пользователю надо дать возможность дёргать эти юзкейсы и получать результат. Это могут быть кнопки и другие графические элементы ввода-вывода, жесты, распознавание и синтез речи. Любой вариант обмена данными и командами. Вуаля:

Пользователь дёргает какой-то из юзкейсов, который, в свою очередь, производит манипуляции над программой. Программа публикует результат или изменения в её состоянии.

Так где же тут все-таки MVC?

Все, что осталось - это только раздать знакомые имена образовавшимся компонентам.

Когда модель публикует изменения, её не волнует для кого, она ничего не знает про View. Вместо или вместе со View на том конце может быть другая подсистема.

Теперь немного частностей.

Это был классический вариант MVC - Active Model. Бывает и так, что модель не оповещает об изменениях. Тогда эту обязанность берёт на себя контроллер. Он знает, какие манипуляции производит над моделью, и, очевидно, знает, какие изменения в состоянии модели могут последовать. Это Passive Model.

И ещё один момент. Деление кода на предметный и не предметный - условное и зависит от того, насколько педантично мы хотим смоделировать предметную область. Иногда это рациональное решение - включить какой-то юзкейс в модель. Возможно, это уменьшит количество кода в целом и упростит его.

За материал благодарим нашего подписчика Станислава Ильичева

В этой статье мы рассмотрим архитектурный паттерн MVC (Model, View, Controller) в применении к веб-разработке, «в чистом виде», без привлечения каких-то дополнительных, не относящихся к MVC структур и паттернов. Мы будем продвигаться от простого к сложному, поэтому пока не станем рассматривать, например, дальнейшее развитие MVC – паттерн HMVC (Hierarchical MVC). Хотя HMVC, несомненно, намного более интересен для разработки веб-приложений, но его применение не отменяет необходимости понимания «обычного» MVC.

Статья в Википедии (а именно туда, видимо, чаще всего попадают те, кто только начинает изучать MVC), изобилует неточностями и туманными формулировками, само определение, по сути, является неверным, а приведенная схема просто напросто не соответствует той, которая применяется в веб вообще и при разработке на PHP – в особенности.

Наиболее корректное определение паттерна MVC я обнаружил :

Шаблон проектирования MVC предполагает разделение данных приложения, пользовательского интерфейса и управляющей логики на три отдельных компонента: Модель, Представление и Контроллер – таким образом, что модификация каждого компонента может осуществляться независимо.

Уточним, что термин «компонент» в данном случае не имеет никакой связи с компонентами некоторых популярных CMS или фреймворков, а компоненты Битрикса, например вообще строятся из всех трёх составляющих MVC.
В приведённом определении под компонентом следует понимать некую отдельную часть кода, каждая из которых играет одну из ролей Контроллера, Модели или Представления, где Модель служит для извлечения и манипуляций данными приложения, Представление отвечает за видимое пользователю отображение этих данных (то есть, в применении к вебу, формирует отдаваемый сервером браузеру пользователя HTML/CSS), а Контроллер управляет всем этим оркестром.

Давайте рассмотрим классическую схему веб-приложения:

Рисунок 1

На этом и последующем рисунках пунктирными линиями показана управляющая информация (такая, например, как ID запрашиваемой записи блога или товара в магазине), а сплошными – собственно данные приложения (которые могут храниться в БД, или в виде файлов на диске, или даже, возможно, в оперативной памяти – этот вопрос лежит за пределами паттерна MVC). В применении к вебу запрос и ответ ходят по HTTP, поэтому можно условно считать, что на этом рисунке пунктиром обозначены заголовки HTTP-запроса и ответа, а сплошными линиями – их тела.

Получив Запрос 1, Контроллер его анализирует, и в зависимости от результатов обработки может выдать следующие варианты ответа (почему ответ имеет номер 4, станет понятно из следующих рисунков):

1. Сразу выдать ответ об ошибке (например, при запросе несуществующей страницы отдать только HTTP-заголовок «404 Not found»)

2. Если поступивший Запрос 1 признан корректным, то, в зависимости от того, является он запросом на просмотр или на модификацию данных, Контроллер вызывает соответствующий метод Модели, такой как Save или Load (Запрос 2 на Рис.2).

Рисунок 2



Важное замечание: концепция MVC не только не привязана к какому-то конкретному языку программирования, она также не привязана и к используемой парадигме программирования. То есть, вы вполне можете проектировать своё приложение по MVC, при этом не применяя ООП, и спроектировать Модель Товар для интернет-магазина таким образом:

Итак, в зависимости от полученного от Модели Ответа 2 Контроллер решает, какое из Представлений вызвать для формирования итогового ответа на изначальный Запрос 1:

3.1. В случае неудачи – Представление для сообщения об ошибке
3.2. В случае успеха – Представление для отображения запрашиваемых данных либо сообщения об их успешном сохранении (если Запрос 1 был на изменение данных).

Рисунок 3



Вопрос о том, кто должен проверять на валидность и права доступа входные данные (Контроллер или Модель), является предметом достаточно многочисленных споров, поскольку паттерн MVC не описывает таких деталей. Это значит, что в этом вопросе выбор за вами (или за вас его сделали авторы вашего любимого фрейvворка или CMS).
Мы в своей практике придерживаемся такого подхода:
Контроллер проверяет входные данные на предмет «общей» (т.е. независящей от конкретного запроса) корректности, соответствие требованиям Модели к валидности сохраняемых данных проверяет соответствующий метод Модели, а права доступа – метод Access отдельного класса User .

Для вызова Представления в PHP иногда проектируется специальный класс (а то и несколько классов), например, View (это часто встречается в описаниях MVC в реализации того или иного фреймворка), однако это не является требованием MVC.
Также файлы Представлений часто называют шаблонами, а при использовании так называемых шаблонизаторов роль Представления играет сам шаблонизатор, а шаблоны (т.е. файлы, содержащие непосредственно HTML-разметку) в некоторых фреймворках называют layouts .

Не вполне понятен предыдущий абзац? Забейте, поскольку у нас каждое Представление – это просто отдельный PHP-файл, а сам PHP устроен так, что в случае, если мы используем для выполнения Запроса 3 инструкцию include, Ответ 3 и Ответ 4 (помните, что это ответ на Запрос 1?) отдаются браузеру автоматически, средствами самого PHP.

Давайте рассмотрим пример.

У нас есть два варианта Представления (шаблоны), в которых

будет означать HTML-код, предворяющий в формируемом веб-документе основной контент (т.е. содержит тег doctype, контейнер head, код шапки страницы, и т.п.), а – примерно то же, только для подвала страницы.

Листинг 1. Шаблон product.tpl.php отображает данные о Товаре (которые к моменту его вызова уже содержит объект $product ):

Title;?>

Цена:Price;?>

Description;?>

Листинг 2. Шаблон error.tpl.php отображает сообщение об ошибке (которое содержится в переменной $error ):

Ошибка:

Листинг 3. Контроллер product.php , служащий для отобоажения Товара, будет выглядеть примерно так:

Access(...)) error(403); if (!$product = Product::Load($id)) // Запрос 2 и анализ Ответа 2 error("Тут скорее всего случилась ошибка БД"); include "product.tpl.php"; // Запрос 3 и Ответы 3 и 4 ?>

Те, кто любит красивый и оптимизированный код могут заметить, что блоки HTML.header и HTML.footer дублируются в обоих шаблонах (они же Представления) error.tpl.php и product.tpl.php , и наверняка захотят вынести их в Контроллер product.save.php :

…. и нарушить таким образом основное правило MVC – разделяйте Контроллер, Модель и Представление.

Тем не менее, дублирующийся код – однозначное Зло. Что же делать?
Мы должны перейти от MVC к HMVC!
Но это – тема отдельной статьи.

По всему интернет-миру разбросаны миллионы веб-приложений. Есть совсем простые, есть такие, что сам «архитектор матрицы ногу сломит». Но их объединяет одно — MVC .

Самый популярный архитектурный паттерн в мире среди веб-приложений — модель-представление-контроллер (Model View Controller или просто MVC). Впервые, он был использован ещё в конце 70-х двадцатого века, в приложениях на языке Smalltalk . А затем, его приютили программисты Java и расшарили для всего мира и всех языков программирования. PHP не стал исключением. Сегодня, только малая часть программистов, коллекционирующих раритетный PHP-код может себе позволить не смотреть в сторону MVC.

Таким популярным он стал неспроста. Он просто рождён для создания гибких и масштабируемых приложений, которые легко сопровождать и достраивать.
Цель нашего тьюториала — показать на простом примере, как работает паттерн MVC.

Чтобы выполнить задания, вам потребуются следующие программы:

Примечания:

  • Мы предполагаем, что у вас есть базовые знания PHP.

Паттерн MVC

Теперь обо всём по порядку. Сначала раскроем великую тайну аббревиатуры, в которой, очевидно, отражается тот факт, что приложение будет представлять собой три взаимодействующие части:

  • Модель отвечает за управление данными, она сохраняет и извлекает сущности, используемые приложением, как правило, из базы данных и содержит логику, реализованную в приложении.
  • Представление несет ответственность за отображение данных, которые даёт контроллер. С представлением тесно связано понятие шаблона, который позволяет менять внешний вид показываемой информации. В веб-приложении представление часто реализуется в виде HTML-страницы.
  • Контроллер связывает модель и представление. Он получает запрос от клиента, анализирует его параметры и обращается к модели для выполнения операций над данными запроса. От модели поступают уже скомпонованные объекты. Затем они перенаправляются в представление, которое передаёт сформированную страницу контроллеру, а он, в свою очередь, отправляет её клиенту.

Схематично потоки данных в этой модели можно представить так:

Вход в реальность

Давайте наконец сформулируем реальную задачу. Пусть нам заказали построить сайт социальной сети. В этой гигантской задаче есть маленькая подзадача: используя имеющуюся базу друзей, обеспечить просмотр их полного списка, а также детальную информацию по каждому другу.

Мы не будем сейчас рассматривать архитектуру всей социальной сети. Мы возьмём только маленькую подзадачку, представим всю её серьёзность и применим к ней паттерн MVC.

Как только мы начинаем его использовать, то сразу задумываемся — а как бы нам расположить скрипты нашего решения так, что бы всё было под рукой? Для этого, разместим каждый из трёх разделов нашей MVC-системы по отдельным папкам и, таким образом, получим простую структуру каталогов, в которой легко найти то, что нам нужно. Кроме того, эти три папки поместим в каталог lib, и вынесем его выше корневого веб-каталога www:

/lib --/controller ---- FrendCnt.php --/model ---- Frend.php ---- FrendList.php --/view ---- frendlist.php ---- frendone.php /www -- index.php -- .htaccess

Вынесение каталога lib (содержащего движок нашего сайта) из веб-каталога даёт нам бОльшую защищённость, делая нашу систему недоступной для посягательств шаловливых ручонок взломщиков.

Контроллер

Теперь обо всём по порядку. Начнём с контроллера , так как он первый из трёх компонентов паттерна встречает клиентский запрос, разбирает его на элементы, инициализирует объекты модели. После обработки данных моделью, он принимает её ответ и отправляет его на уровень представления.

В нашем простом примере, контроллер будет сконцентрирован в одном классе FrendCnt . Подробнее его опишем позже.А сейчас немного о точке входа в веб-приложение — это, конечно, будет файл index.php . В нём, мы определим точку отсчёта для подключения наших скриптов. Создадим экземпляр контроллера, и вызовем у него метод, который начнёт обрабатывать HTTP-запрос и определит что делать дальше.

Листинг №1 (файл index.php):

$baseDir = dirname(__FILE__) . "/.."; include_once($baseDir . "/lib/controller/FriendCnt.php"); $controller = new FriendCnt(); $controller->invoke();

Теперь о контроллере. У нас — это класс FriendCnt . Вы уже заметили, что экземпляр этого класса создаётся в index.php . Он имеет только один метод invoke() , который вызывается сразу после создания экземпляра. В конструкторе контроллера, создаётся объект на основе класса модели — FrendList (список друзей) для оперирования с данными.

В функции invoke() , на основе пришедшего HTTP-запроса, принимается решение: какие данные потребуются от модели. Затем происходит вызов метода извлекающего данные. Далее происходит подключение шаблонов для отображения, которым передаются данные из контроллера. Обратите внимание, что контроллер ничего не знает о базе данных или о том, как страница генерится.

Листинг №2 (файл контроллера FriendCnt.php):

Require_once($baseDir . "/lib/model/FriendList.php"); class FriendCnt { public $oFriendList; public function __construct() { $this->oFriendList = new FriendList(); } public function invoke() { global $baseDir; $oFriendList = $this->oFriendList; if(isset($_GET["key"])) { $oFriendList->setKey($_GET["key"]); $oFriend = $oFriendList->fetch(); include $baseDir . "/lib/view/friendone.php"; }else { $aFriend = $oFriendList->fetch(); include $baseDir . "/lib/view/friendlist.php"; } } }

Модель и сущности

Модель — это образ реальности, из которой взято только то, что нужно для решения задачи. Модель концентрируется на логике решения основной задачи. Многие называют это бизнес-логикой, на ней лежит большая ответственность:

  • Сохранение, удаление, обновление данных приложения. Это реализуется через операции с базой данных или через вызов внешних веб-сервисов.
  • Инкапсуляция всей логики приложения. Абсолютно вся логика приложения без исключений должна быть сконцентрирована в модели. Не нужно какую-то часть бизнес-логики выносить в контроллер или представление.

У нас к модели относятся два скрипта, в каждом из которых определён свой класс. Центральный класс FriendList и класс-сущность Friend . В центральном классе, происходит манипуляция с данными: получение данных от контроллера и их обработка. Класс-сущность служит контейнером для переноса данных между моделью и представлением, а также определяет их формат. При хорошей реализации паттерна MVC, классы сущности не должны упоминаться в контроллере, и они не должны содержать какую-либо бизнес-логику. Их цель - только хранение данных.
В классе FriendList , работающем со списком друзей, мы создали функцию, которая моделирует взаимодействие этого класса с базой данных. Метод getFriendList() возвращает массив из объектов, созданных на основе класса Friend . Для обеспечения удобства работы с данными, также была создана функция, индексирующая массив объектов. Контроллеру оказались доступны только два метода: setKey() — устанавливает поле ключа, по которому возвращаются детальные данные о друге; fetch() — возвращает или конкретный объект или весь список друзей.

Листинг №3 (файл модели FriendList.php):

Require_once($baseDir . "/lib/model/Friend.php"); class FriendList { private $oneKey; private function getFriendList() { return array(new Friend("Александр", "1985", "[email protected]"), new Friend("Юрий", "1987", "[email protected]"), new Friend("Алексей", "1989", "[email protected]"),); } private function getIndexedList() { $list = array(); foreach($this->getFriendList() as $val) { $list[$val->getKey()] = $val; } return $list; } public function setKey($key) { $this->oneKey = $key; } public function fetch() { $aFriend = $this->getIndexedList(); return ($this->oneKey) ? $aFriend[$this->oneKey] : $aFriend; } }

В зависимости от реализации объектов Сущности, данные о ней, могут быть оформлены в виде XML-документа или JSON-объекта.

Листинг №4 (файл сущности Friend.php):

Class Friend { private $key; private $name; private $yearOfBirth; private $email; public function __construct($name, $yearOfBirth, $email) { $this->key = md5($name . $yearOfBirth . $email); $this->name = $name; $this->yearOfBirth = $yearOfBirth; $this->email = $email; } public function getKey() { return $this->key; } public function getName() { return $this->name; } public function getYearOfBirth() { return $this->yearOfBirth; } public function getEmail() { return $this->email; } }

Представление

Теперь нам нужно представить данные в наилучшем свете для пользователя.

Настал черёд поговорить о Представлении. В зависимости от задачи, данные могут быть переданы представлению в разных форматах: простые объекты, XML-документы, JSON-объекты и т.д. В нашем случае передаётся объект или массив объектов. При это мы не побеспокоились о выводе базового слоя — то, что относится к футеру и хедеру генерируемой страницы, этот код повторяется в обоих файлах представления. Но для нашего небольшого примера это не важно.

Главное здесь показать, что представление отделено от контроллера и модели. При этом контроллер занимается передачей данных от модели к представлению.

В нашем примере представление содержит только два файла: для отображения детальной информации о друге и для отображения списка друзей.

Листинг №5 (файл для вывода списка друзей friendlist.php):

Мои друзья

Имя Год рождения
getKey() ?>"> getName() ?> getYearOfBirth() ?>

Листинг №6 (файл для вывода списка друзей friendone.php):

<?php echo $oFriend->getName() ?> : Мой друг getName() . "
"; echo "Год рождения: " . $oFriend->getYearOfBirth() . "
"; echo "Email: " . $oFriend->getEmail() . "
"; ?> Список

Если вы перенесёте весь этот код на веб-сервер, то в результате вы получите микро-сайт не на две страницы (если судить по количеству файлов представления), а уже на четыре. На первой будет показан список друзей, а на остальных трёх — детальная информация по каждому другу.

Мы могли бы реализовать детальный просмотр с помощью AJAX, тогда бы у нас была всего одна страница, и мы формировали бы часть представления через JSON-объекты непосредственно на компьютерах клиентов. Существует куча вариантов на этот счёт.

Это упрощённый пример веб-приложения на основе паттерна MVC. Но уже на нём можно увидеть массу возможностей. К плюсам мы уже отнесли гибкость и масштабируемость. Дополнительными плюсами будут — возможности стандартизации кодирования, лёгкость обнаружения и исправления ошибок, быстрое вхождение в проект новых разработчиков. Кроме того, вы можете в своём приложении изменять способ хранения сущностей, используя для этого сторонние веб-сервисы и облачные базы данных. Из минусов можно привести только небольшое увеличение объёма скриптов. А так, сплошные плюсы. Так-что пользуетесь на здоровье.

Здесь лежат файлы проекта, качайте сравнивайте:

Ну как? Какие мысли? Комментируем, не стесняемся.

Рекомендуем почитать

Наверх