Измерительный комплекс шмелева активация. Выводы: Главное чтобы вопрошающий получил всё что хотел

Виды беспроводных сетей 30.06.2020
Виды беспроводных сетей

Продолжение статьи по материалам электронной сети Интернет с размышлениями из "Записной книжки" Юрия Игнатенко и моими комментариями

Уважаемые телезрители. HI-FI и HI-END это маркетинговый слоган, однако его применение к ламповому усилителю подразумевает понятие высокая верность воспроизведения. Не приукрашенное, приятное, а именно верное, как записано на носителе. А верно звучит лишь усилитель настроенный по приборам. И в частности по комплексу Шмелёва. Осциллографом увидеть небольшие искажения затруднительно, ну разве что искажения более 5%. Но ни характер искажений, ни состав гармоник, ни их амплитуду оценить нельзя. Комплексом Шмелёва сняв один график испытатель видит всё. Видно каково качество блока питания, как сглажены пульсации, каков хвост гармоник, КНИ, ИМД, наводки 50Гц, мощность, К усиления, баланс выходного каскада. Можно согласовать нагрузку с выходным сопротивлением лампы и многое другое. Нередко изготовленный УНЧ после первого включения вызывает эйфорию, порой кажется что настраивать в нём нечего. Как прекрасно поёт. Но если сравнить со звучанием точно настроенного усилителя, то станет ясен результат. Получился сравнительно кривой УНЧ. Основная масса УНЧ, описанных на сайтах - на самом деле не настроены вовсе. Поэтому звучат они неправильно, хотя и смачно. Это потому, что самодельщики не владеют методиками измерений. Однако тут же парируют «Мы же не осциллографом слушаем, а ушами». Да хоть чем слушайте, не будет верно воспроизводить музыку не настроенный усилитель. И никто в мире не выпускает усилители, настроенные на слух. Угадать оптимальный режим на слух НЕВОЗМОЖНО. Он будет задан приближенно, и совпадение с точным режимом исключено.

Настройку выполняют только по приборам. Настроенный по приборам - всегда звучит лучше не настроенного. Если взять одну лишь ноту и просить музыкантов извлекать её на разных инструментах, то верное воспроизведение позволит ясно угадывать что за инструмент играет. В чём же дело, ведь нота она и есть нота. Одна и та же частота. Дело в том что каждый инструмент, кроме основного тона издаёт ещё и гармоники. Один инструмент созает больше чётных гармоник, другой больше нечётных. У разных инструментов эти гармоники находятся в различных уровнях и сочетаниях. Так вот домашняя стерео система и в первую очередь УНЧ не должны добавлять своих гармоник, а только лишь воспроизводить тон, ноту и те гармоники какие записаны на носителе. Иначе угадать какой инструмент играет станет затруднительно.

Изучайте методы измерения. На столе у каждого мощный вычислительный комплекс - КОМП. Его необходимо дооснастить шнурками и поставить софт.

Для проведения настройки нужно изготовить делитель с эквивалентом нагрузки УНЧ и кабель, соединяющий выход звуковой карты и вход УНЧ. Можно например такой

Для изготовления измерительных кабелей лучше использовать обыкновенный советский экранированный кабель, вернее его оплётку.

Лучше сделать два измерительных кабеля. Назовем их кабель №1 и №2

Кабель с №1 эквивалентом нагрузки, при измерениях, подключать к УНЧ только к выходу (вместо динамика). R3 - эквивалент нагрузки должен быть на 5 - 10 ватт (зависит от мощности УНЧ). 4 или 8 ом - зависит от нагрузки на которую расчитан УНЧ. При соединении звуковой карты саму на себя, что бы не дёргать гнёзда на плате, можно использовать кабеля имеющие соединители в середине (папа и мама). Для этого достаточно разъединить штеккеры 1 и 2 и штеккеры 3 и 4 затем соединить щтеккеры 2 и 4 - звуковая карта соединена сама на себя.

Вопрос. Разве собственная емкость кабеля не влияет на результаты измерений? Т.е. конструктив (имеется ввиду кабель идущий от выходных клемм УНЧ, эквивалент нагрузки и кабель до входа в звуковуху), длина не имеет значение и всё от фонаря? Наверное не имеет значение длина проводов от ТВЗ до эквивалента нагрузки, а вот уже когда кабель пошел от эквивалента до звуковой платы, то этот шнурок должен быть максимально коротким и без всяких экранов?

Ответ. Не влияет ни ёмкость ни длинна. Потому что выход низкоомный с делителя (4 Ом, 8 Ом, 16 Ом - у кого какой эквивалент нагрузки). Вы всё это увидите сами, когда сделаете длинные по 1- 2 метра кабели и соединив их прогоните по спектролабу, увидите АЧХ кабелей. Они не внесут завала и искажений.

IMD - интермодуляционные искажения. Именно они главные, а не КНИ. Они дают кашу и если ИМД большой, то на фоне громко звучащих инструментов, тихо звучащие маскируются. КНИ в транзисторных УНЧ меньше, чем в ламповых, но ИМД большой и его не приводят в прайсах по транзисторным усилителям! Поэтому, слушая винил на хорошем ламповом усилителе, мы и слышим все инструменты, и как музыкант перевернул лист на пюпитре. Переключаемся на транзисторный и нет этих нюансов. Каша. ИМД главнее КНИ. ИМД слух сразу определяет при малых количествах. А КНИ на низких частотах до 5% не определяет, а на высоких частотах 0.5-1% человек начинает слышать. И главное что б было мало гармоник. В транзисторном гармоники до 20й простираются, хоть и маленькие. А в ламповом 1-3 гармоники. А чувствительность уха к гармоникам повышается с увеличением её порядка. И к тому же в транзисторном нечётные гармоники в основном 3,5,7,9,11я и т.д. Уровень гармоник смотреть нужно относительно вершинки пика основного сигнала 1кгц а не по шкале 100dB. Нужно отнимать от нижнего значения например 80 dB торчит гармоника и пик торчит основной на 20dB значит гармоника на минус 60dB. На гармоники ниже 60-70 dВ относительно основного сигнала, уже не обращают внимания. Достаточно хорошо звучать будет усилитель. КНИ и ИМД измеряют на 1кгц. Так уж принято. Но мерить можно на любой частоте и данные будут различаться. Шум измеряют на 1 кГц. Выставляем максимальное напряжение на выходе усилителя, корректора и смотрим насколько шумы ниже сигнала. На -56dB. На эквиваленте нагрузки нужно поставить делитель 1/10 что б на входе компа не превышать уровень 1 вольт.

Катодный резистор - это самая серьёзная штука в ламповом каскаде. Для настройки сначала можно поставить переменник. А потом поменять на постоянный. Так же и анодный резистор переменником подбирают. Важно помнить, что практический результат никогда не совпадает с расчётным или с тем что написано в схемах. Всегда можно подобрать лучший режим. Более того, можно компенсировать искажения выходного каскада искажениями предварительного каскада. Особенно в двухтактном усилителе. Таблица настройки драйверной лампы показана ниже.

Теперь можно поиграться с ООС с выхода в катод первой лампы. Убирает фон и уменьшает КНИ и ИМД. Лучше низа будут воспроизводится.

Вопрос. Не пойму, почему на нагрузке до настройки ОООС было порядка 4-5 ватта а после настройки осталось 2-3 ватта, но при этом ИМД = 0.3-0,4 процента, а вот сопротивления ОООС с 2 ком пришлось убавить аж до 240 ом, хотя по Шмелёву уровень амплитуды убавил всего на 10 ДБ. В чем моя ошибка?

Ответ. Не уменьшайте до таких величин резистор ОООС, усилитель может в этом случае подвозбуждатся и на пиках сигнала будет неустойчив. Мощность с ОООС не уменьшается, а наоборот возрастает при тех же искажениях и максимальная мощность тоже возрастает. Просто уменьшается чувствительность по входу. Вы возможно до того затупили чувствительность, что уже не хватает выходного напряжения звуковой карты. Вот поэтому я и ставлю 6Ф1П в драйвер, что бы при увеличении ОООС чувствительность была бы в пределах 300-500мв.

Gnat. Вот сейчас закончил настройку очередного УНЧ двухтакта на 6Н9С и 6П3С с ТВЗ торами. Всё спаял по схеме своей как и делал. Но анодное в этом по схеме удвоения. 380 вольт под нагрузкой и все параметры уплыли. Смотрите что получилось в результате настройки и по АЧХ и по КНИ и по ИМД. И внимательно таблицу смотрите (для вас менял резисторы) и проводил измерения, чтоб видели и влияние количества витков вторички на звук и влияние номинала резистора на звук, что на что влияет и в какой степени и катодные резисторы и анодные резисторы. Шесть часов ушло на настройку и звук стал сказочно красивым. Ну невозможно без приборов и измерений выжать из УНЧ, спаянного по схеме из интернета, максимальные возможности.

В лучшем случае получится такой средненький УНЧ со средненьким звучанием

Евген. Так это же Вы схему выкладывали. Я по ней и делал, и сделал… А теперь оказывается, что она нормально работать не будет. Теперь я точно ничего не понял.

Gnat. Евген, эту же схему и я сегодня сделал и настраивал. Работать будет. Посмотри схемы одинаковы, что сегодняшняя моя, что та твоя, моя. Только приходится всегда подбирать точно резистор в аноде первого каскада. Выставлять режим выходного каскада. Подбирать отводы во вторичке ТВЗ, чтоб точно согласовать с нагрузкой выходные лампы. Только при точной согласовке, выходной каскад выдаёт в нагрузку минимальные искажения. А подобрать можно только по измерителю КНИ. Как ещё объяснить вам, что невозможно собрать усилитель по описанию и схеме, и получить от него без настройки максимально хорошие характеристики. Любой промышленный усилитель, выпущенный на конвейере, можно улучшить и очень улучшить. Настроив. Чем и занимаюсь я и многие. Твикаем усилители, японские, американские, английские, немецкие. Они все не настроены. Присылают со всех городов. Или вы думали - спаял например схему, что кто-то выложил в интернете и нахваливает, и всё зазвучит? Настройка, конечная операция. Самая главная. Смотрите эксперимент с нашими лампами. Схема наша, та же двухтакт. Ставим 6Н23П и настраиваем режимы. 150кОм в аноде наилучший режим и наименьший КНИ. Ставим 6Н2П и КНИ 10% сразу. Мы то теперь знаем, что не в лампе дело а в резисторе. Для 6Н2П и 6Н9С нужно 330-380кОм и КНИ станет низким и зазвучит усилитель.

Вопрос. Какова последовательность настройки?

Ответ. Есть чёткая последовательность настройки. Сначала выходной каскад, выставляем ток катодным резистором, но не превышайте максимально допустимые параметры, что бы не раскалялись аноды. Имейте в виду, напряжение в сети может повышаться и понижаться, в зависимости от времени суток - учитывайте это при установке тока катода.

Итак режим А это и при 35мА, и при 55 мА. Не на максимальный ток и не на глаз, и не на максимальную рассеиваемую мощность нужно ориентироваться. А на минимум КНИ и ИМД. Всё зависит от ТВЗ, какой зазор и когда железо в насыщение входить начнёт. Вот этот ток и ищем. Сначала устанавливаем ток 30 – 35 мА, затем увеличивая ток смотрим, как уменьшаются КНИ. Далее увеличиваем, а КНИ вдруг повышаться начинают. Это говорит о насыщении. Назад откатываемся по току. Вот это и есть оптимальный ток для вашей лампы и ТВЗ.

Потом ставим на выходе 2 вольта (или 4 вольта - это зависит от мощности усилителя) и отводами вторички ТВЗ согласуем нагрузку с выходным сопротивлением выходного каскада, вот это самое важное. Невозможно при намотке ТВЗ, по описанию из интернета, попасть в согласование точно. Никогда! А пентодный и на лучевом тетроде выходной каскад не прощает рассогласовки, особенно однотакт. Потом подбираем при том же выходном сигнале 2 вольта (или 4 вольта.- это зависит от мощности усилителя), резистор в катоде первой лампы по наименьшим искажениям, всё время поддерживая это выходное напряжение. При различном значении анодного резистора первой лампы и катодный будет иметь другое значение. Они взаимно связаны. Сеточные резисторы на КНИ не влияют. Потом увеличиваем величину ООС, уменьшая сопротивление, которое идёт от выходной обмотки в катод 6Н2П. Будут уменьшатся КНИ и ИМД, но и чувствительность со входа будет уменьшаться. Не нужно сильно загрубить, найдите компромисс, чтобы хватало чувствительности и КНИ нормальные были. Резистором ООС выставляем ООС глубиной 6 - 10dB . величина видна по падению усиления, по боковой шкале dB хоть на Шмелёве, хоть Спектролабе. Отключил резистор, поднялся уровень сигнала на выходе. Подключил резистор - упал уровень.

Или так.- Отключить ОООС и настраивать сначала драйвер (при 300 кОм в аноде у 6Н9С большое усиление. Уменьшать не следует иначе не получить чувствительность 500мв со входа.). Подбираем катодный резистор по минимуму КНИ, переменный резистор 3 ком и крутить его и смотреть на экран. Потом довести ток двух выходных ламп (6П6С) до 90ма, то есть понизить номинал катодного резистора до 200 Ом это уже при 2-3 ватт выходной мощности. Отводами на вторичке добиться минимума КНИ. Потом подпаять резистор ОООСи убедится что это ОООС а не ПООС. Громкость должна уменьшться а не увеличиться.

Величина резистора ОООС не подбирается по минимуму КНИ. Этим резистором выставляем глубину ОООС. Обычно делаю 4 - 8 dB. Если ешё уменьшить сопротивление - то ещё уменьшатся КНИ, но не хватит чувствительности со входа УНЧ. 4-8 dB это падение усиления на экране Шмелёва. Без ОООС пик 1 кГц находится например на -10dB а при подключении резистора ОООС понижается до -14 или -18 dB этим измеряется величина ОООС. Обычно коэфициент усиления двухкаскадного УНЧ делаем в пределах 9-13 раз. Если первая лампа пентод (например 6Ж1П,6Ж4,6Ж8) то усиление УНЧ больше чем с триодом и ОООС можно делать глубже до -12-15dB чувствительности хватит.

Вопрос. Какой каскад, драйвер или выходной, даёт большие искажения?

Ответ. Нужно понимать. В однотактном УНЧ основные искажения 3-10% даёт выходной каскад, это несоизмеримо больше чем даёт драйвер. Поэтому крути не крути катодный резистор в драйвере, - КНИ на выходе усилителя изменяется мало. Это факт, потому что при любом катодном резисторе 1-10 кОм КНИ всё равно меньше, чем у выходного каскада. А вот в двухтакте, при наличии резистора баланса и правильном ТВЗ, выходной каскад имеет КНИ всего 0,05-0,1% и те 0,5-1%, которые даёт драйвер, сразу лезут на выход. Поэтому режим предвара и ФИ нужно подбирать очень точно, чтобы получить меньше КНИ чем даёт выходной двухтакт. Катодным резистором ищем точку меньше 0,1%.

Вопрос. У меня однотакт на 6П14П. Смещение выходного каскада фиксированное. Катод на земле, ток легко поменять.Сейчас Ucm=13.5V при 30мА. При последовательном подключении +5 витков +5 витков и т.д. к вторичке, идет постепенное увеличение % искажений. Получается не нужны дополнительные 30 витков 0.9 проводом.

Ответ. Ток невелик, всего 30мА. Следовательно внутренне сопротивление выходной лампы сравнительно большое. Прибавь ток и уменьшишь внутреннее сопротивление и согласование улучшится. Всегда ориентируйтесь примерно по намотке, хотя бы на данные ТВЗ1-9. Отношение витков первичка - вторичка. Ничего отматывать не нужно у тебя во вторичке. Нормальные ТВЗ у тебя, хотя не знаю зазор есть? С однотакта на 6П14П не получить хороших результатов. Однотакт он и есть однотакт, и в любом однотакте при максимальной мощности КНИ 5-10%. Вот в двухтакте можно достигнуть 0,2%.

Вопрос. До какой величины можно поднимать анодное у 6П41С? Анод начнет краснеть - для каждой величины анодного разный максимально допустимый анодный ток? То есть не нужно превышать рассеиваемую анодом мощность. Так вот сколько это должно быть? 14 Вт или можно до 20-22Вт поднимать?

Ответ. От 310 до 340-350 вольт. Если есть возможность менять анодное, начни с 310 вольт. Подстроечником двухваттным подбирай катодный резистор по минимуму искажений и результат (какой получился минимум искажений) запиши, потом добавь анодного, снова подбери катодный и запиши искажения. И так далее. Таким образом и найдешь оптимальный вариант. Периодически проверяй ток, что бы не сильно от максимального отличался (естественно с учетом того, что анодное повышено, ток немного меньше делать придется). Погоняешь потом усилок, если аноды калиться не будут, значит всё нормально.

Gnat. Всё правильно написал, так и настраивай. Больше напряжение - меньше ток. Но отводы в последнюю очередь подбирают. Когда ток уже найден и сложилось определённое внутреннее сопротивление лампы в том режиме, что получился у тебя. (ведь гуляя по току и напряжению мы можем в ДВА раза изменять внутреннее сопротивление лампы). Ещё оптимальный ток зависит от ТВЗ. При 340 вольт анодного на Харьковских ТВЗ ток наилучший оказался 48 мА а на Житомирских до 70 мА догоняю. Лампа по паспорту 15 ватт рассеивает. На самом деле 25 -28 ватт держит отлично и не раскаляется. В однотакте у Стаса в Харькове (я ему вывел регулятор и он сам ток регулировал), даже при 310 вольт 100-120 мА держали лампы Но только неделю, но как пели! Так он их накупил (благо 10 гривен цена) и менял каждую неделю. Ещё он заметил разницу. Пятиугольник-маркировка, клякса-маркировка ещё какая-то там маркировка - разную мощность держат.

Вопрос. Как узнать на какую нагрузку рассчитан ТВЗ?

Ответ. Чтобы понять на какое сопротивление намотан ТВЗ, делаем так. Подключаем на выход УНЧ эквивалент нагрузки 4ом и делаем замер при 2х ватт и записываем. Потом 6 ом нагрузку и опять при 2х ваттах меряем, анализируем, увеличился КНИ или уменьшился? Если уменьшился, то подключаем 8 Ом, затем 10 Ом подключаем и измеряем, уменьшаются КНИ, подключаем 12 Ом - начинает увеличиваться. Значит 10 Ом нагрузка для данного ТВЗ оптимальна. Подключаем 10 Ом и начинаем режимами играться, смотрим на КНИ.

Вопрос. Как настраивается 6Н2П первый и второй триоды и эти резисторы по 33к, они на что влияют? Их нужно подбирать как-то?

Ответ. У второго триода (фазоинвертора) вся настройка сводится к тому чтобы поставить два одинаковых резистора в анод и в катод и всё, а у первого триода можешь подобрать только анодный резистор изменяя его от 120 до 360 ком. Я думаю 250 - 300 ком у тебя самые малые искажения будут. Просто выключай и впаивай новое с шагом +50 - 80 ком или поставь переменник. И измеряй каждый раз поддерживая одно и тоже напряжение на выходе. Например при 4-х вольтах. И пиши таблицу. (можно последовательно подпаивать сопротивления).

Совет! Шмелёвым пользуйтесь всегда. Невозможно без спектроанализатора настроить собранный вами усилитель, выжав из него всё возможное. Делаю одну и ту же схему уж много раз и каждый раз настройка драйвера по Шмелёву. Подбор анодного резистора в 6Н9С в двухтакте. Вот сегодня нашёл ещё одну точку на ВАХ прекрасная точка. 530ком анодный резистор и 1 ком катодный резистор. Напряжение анодного питания 280вольт. Напряжения на фазоинверторе получаются на аноде 210 вольт,на катоде 70 вольт в этом случае. Усиление максимально возможное получается и искажения минимальны вплоть до ограничения.

Окончание следует.

Евгений Бортник, Россия, Красноярск, август 2015 года

Спектралаб

Скачиваем программу Спектролаб и читаем на русском языке инструкцию. В програмном микшере в вашем компе, ставим для начала регуляторы уровня записи и громкости в среднее положение 50%. Нужны два шнура экранированных заканчивающихся с одной стороны ДЖЕКОМ 3,5мм с другой стороны - тюльпанчиком, что б джеки воткнуть в комп OUT и IN, а тюльпанчики во вход одного из каналов и к эквиваленту нагрузки с делителем 1/10 . То есть резистор 4 или 8 ом (какое нужно для данного УНЧ) и паралельно цепочка делителя 91 ом и 10 ом. к 10 ом припаиваем гнездо для того что б втыкать тюльпанчик.
Теперь проверяем ваш измерительный комплекс на линейность. Соединяем шнуры друг с другом (у меня есть два гнезда соединёных) и запускаем программу СТАРТ. Внизу в левом углу появятся квадратики, зелёные, жёлтые, красные (индикатор уровня линека) Нужно в микшере вашем програмном выставить регулятором громкость, что б было 4-5 зелёных кубика. Шкалу децибел слева вертикальная, поставьте как у меня 100dB верхняя отметка. Вызовите меню ГЕНЕРАТОР и поставьте СВИП генератор частоты крайние 0гц и 20кгц. Вызовите настройку шкалы и поставьте нижнюю шкалу тоже 0 и 20кгц. Теперь нажмите ПУСК и если у вас соеденины шнуры друг с другом (вход и выход компа) программа начнёт рисовать АЧХ вашего комплекса. Обычно даже у самых дешёвых звуковух АЧХ линейна от 15гц и до 20кгц. Когда линия нарисуется, нажмите СТОП. Справа в верхнем углу есть окно в котором можно сохранить этот график. Там можно сохранить ЧЕТЫРЕ графика. Они будут разного цвета. Теперь когда мы поняли как работает прогорамма и какая АЧХ нашего комплекса. Подключаем шнуры выход компа на вход УНЧ. Вход компа LINE к гнезду которое вы сделали на делителе 1/10 на эквиваленте. Эквивалент подключите к выходу УНЧ вместо акустики. Нажмите пуск и прибавте усиление на УНЧ ручкой громкость. Вы увидите как линия рагирует на ручку регулятора громкости. Линия плавно движется с права на лево. Вы должны подобрать усиление, что б на частоте 1 кгц линия проходила примерно на 80dB . Теперь нажмите СТОП. И потом Пуск. Начали снимать АЧХ. Линия двигаясь с права налево, нарисует АЧХ вашего УНЧ. Либо АЧХ любого четырёх полюсника подключенного к шнурам от компа. Можно мгновенно получить АЧХ усилителя. Подав не генератор СВИП, а Белый шум с равномерным распределением. Белый шум имеет одинаковую мощность на любой частоте вплоть до мегагерц.
Начинайте потихоньку изучать. Всё равно измерять придёться. Не слушайте балаболов не умеющих пользоваться программами. Измерения производятся с высокой точностью и Фирмы выпускающие усилители и акустику, тоже проводят измерения Спектролабом и выкладывают эти измерения на страницах Журналов и в интернете, а так же в сопровождающих документах на их изделия.



Ну, а спектрометр 3D вообще незаменим при настройке УНЧ и любого устройства в реальном времени. Я вижу все изменения происходящие с сигналом, вижу подвозбуды, шумы, как изменяется фон и соотношение сигнал-шум. Нет такого прибора что б заменил этот компьютерный. Ни по наглядности, ни по точности, ни по количеству информации выводимой на экран.

Я до сих пор пользуюсь бесплатной версией. 15-20секунд мне хватает для замера любого параметра. Есть крякнутые проги. Я выложу ссылки.

http://www.calitca.narod.ru/acuctica/speakerworkshop/speakerworkshop.html

http://www.igolkin.com/forum/viewtopic.php?t=46&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=

http://boks.at.ua/load/

http://cityradio.narod.ru/utilities.html Спектролаб крякнутый

http://myaudio-hifi.ru/programs/programs.html

http://audiopfil.tut.su/test.html Диск CD проверочный,без которого не возможно проверить ничего в комплексе домашнем.
______________

Гнат: 1.4. Практические возможности.

Компьютерные аналоги данного генератора звуковых частот, которые могли бы соперничать по качеству синусоидального сигнала, набору функций и удобству работы, автору неизвестны.
Применение в компьютере 16-битных звуковых карт среднего класса позволяет получить коэффициент нелинейных и интермодуляционных искажений синусоидального выходного электрического сигнала генератора не хуже 0.002%, относительную нестабильность и точность установки частоты не хуже 10-5. Таким образом, в звуковом диапазоне частот данный генератор не уступает по качеству сигнала очень неплохому промышленному генератору Г3-118. Использование в компьютере высококачественных 24-битных звуковых карт с рабочей частотой дискретизации до 200 кГц (например, ) позволяет синтезировать звуковой синусоидальный сигнал превосходящий сигнал генератора Г3-118 по всем параметрам, кроме, быть может, только величины выходной мощности. В режиме качающейся частоты разработанный генератор во многих случаях способен заменить такой прибор, как РГ3-124.

В связи с тем, что описываемый генератор является двухканальным, то, очевидно, он может заменить сразу два традиционных (аппаратных) генератора в каждом из режимов. Наличие двух независимых каналов с регулируемой разностью фаз между ними позволяет использовать генератор для настройки и поверки фазометров инфразвукового и звукового диапазонов. Здесь данный прибор может успешно заменить калибратор фазы типа Ф1-4, значительно превосходя последний по точности установки величины фазового сдвига.
При генерации восьми независимых колебательных процессов на каждый канал описываемый прибор заменяет сразу 16 отдельных генераторов, работающих на две раздельные нагрузки. Многотоновый режим позволяет легко моделировать сложные составные сигналы для настройки и поверки измерителей нелинейных и интермодуляционных искажений звукового и инфразвукового диапазона. Подобные промышленные генераторы автору неизвестны.
В режиме синтеза шумов звукового диапазона частот разработанный генератор в большинстве применений вполне может заменить приборы Г2-37 и Г2-47.
Разработанный цифровой двухканальный генератор синусоидальных, прямоугольных и шумовых сигналов звуковой частоты позволяет строить экономичную и компактную измерительную лабораторию, обладающую в тоже время высокими метрологическими характеристиками.

Гнат: КНИ и ИМД меряем на 1кгц. Так уж принято. Но мерять можно на любой частоте и данные будут различаться.
Шум меряем на 1 кгц. Выставляем максимальное напряжение на выходе усилителя, корректора и смотрим насколько шумы ниже сигнала. На -56dB. На эквиваленте нагрузки нужно поставить делитель 1/10 что б на входе компа не превышать уровень 1 вольт.

Гнат: Не совпадает теория с практикой, уж много вводных неучтённых или не предсказуемых и недостаточных для расчётов. Раньше, в те годы все делали усилители приблизительно подгоняя параметры. Не видя ничего. Сейчас лет 7 назад я прозрел, когда понял какое мощное вычислительное и измерительное средство у нас на столе у каждого. Компьютер! Но пользуются им единицы из миллионов. Поэтому в первом сообщении я и написал. Изучить комплекс Шмелёва и Спектралаб. Тогда сможете классно настроить УНЧ. Иначе простой получится усилитель, средненький.

Гнат: И ещё мой совет. Учитесь измерять параметры УНЧ. Скачайте измерительный комплекс Шмелёва и осваивайте. Невозможно построить хороший качественный УНЧ не видя его АЧХ. КНИ, ИМД. Ну как можно изготовить телевизор, где УПЧЗ и УПЧИ на контурах, без измерителя АЧХ?
Невозможно. Так и в УНЧ нужно увидеть АЧХ подстроить. Измерить КНИ и уменьшить до возможного предела. Сравнить каналы между собой и сравнять характеристики.

Делитель и эквивалент нагрузки и защита входа если будете лазить в схему, но не рекомендую ни куда тыкать. Только с выхода УНЧ измеряйте.

Гнат: Нужно измерять напряжения с вставленными лампами. Всё будет нормально.
Он-лайн калькулятор и программа для трансформаторов.
http://astar3.ucoz.ru/index/0-6

Юрий: http://www.gzip.ru/vintage/usilitel_na_lampah.htm простой и понятный прикидочный расчет выходного трансформатора

Гнат: Я измеряю другой программой. У неё более наглядный вид панели. Где всё видим одновременно.
http://shmelyoff.nm.ru/

Alex7: http://www.mirofelectronics.narod.ru/Spravka/Magazine/Radioh.htm журнал Радиохобби №1 за 2003 год, хорошая статейка

Гнат: Вот новая тема. И ответы.
http://www.radioland.1bbs.info/viewtopic.php?t=1503

2max2: как правильно подключить усилитель к компьютеру чтобы посмотреть спектр усилителя в SpektraLab.

Гнат: C выхода компа подать сигнал на вход УНЧ. На выход УНЧ подключить эквивалент нагрузки. Хотя бы резистор 2ватта 4 или 8 ом. Такого сопротивления на какое расчитан ваш усилитель. Паралельно этому эквиваленту подключить делитель составленный из резисторов в соотношении 1/9 например 10ом и 90ом или 20ом и 180ом или 30ом и 270ом и т.д. Малое сопротивление к массе большое к выходной клемме. От серединки взять сигнал на линейный вход компа. Включить программу и установив регулятором громкости 4 зелёных квадратика снять АЧХ.

Alex7 писал: Почему это не хотим учить, хотим, вот звуковухи жгём потихоничку.

Гнат: Зачем же ты так? Куда ты ткнул. Решил померять КНИ драйвера и сунул в анодную цепь? Кроме как к выходному трансформатору, вторичной обмотке с подключенным эквивалентом нагрузки, нельзя подключать вход звуковой карты. Тем более НОУТБУКА. Почему и не рекомендую НОУТ применять в качестве измерителя. Нужен КОМП простейший на Пентиуме 1 или 2 собранный с простейшей видеокартой и звуковухой за 80гривен. Итого комп вам обойдётся в 40-50$. На входе ставим конденсатор 1мкф. на 400вольт, последовательно резистор 100ом и на массу по два кремниевых диода встречно паралельно включённых. Что б они не пропустили сигнал на вход карты более 1,4 вольта. Вот тогда можете тыкать куда хотите. Но с делителем на входе Комп больше 1 вольта не меряет сигнал. Бывало в карте моего компа выходил вход линейный из строя (когда не было входного ограничителя) так в комповой карте много входов других. Перешёл на МИДИ вход и опять работай. Или заменил полевик который садит вход на массу. Обычно он летит от импульса, а карта целая.

По звуковой карте тоже всё обьяснил. Я же не знал что тыкать будете вход звуковухи куда не попадя. Только на выход УНЧ если будете подключать, то ни когда не сгорит даже без ограничителя и делителя напряжения.
Для этого не на соплях подключать нужно, а сделать провод экранированный с одной стороны штеккер в комп что б воткнуть, с другой стороны ТЮЛЬПАНЧИК который будет втыкатся в гнездо закреплённое на эквиваленте нагрузки.

Lava : Допустимая длина проводов от линейного выхода звуковой карты до входа унч и обратно от выхода унч до лин входа звуковой карты? Провода экранированые? Каналы подключаются и настраиваются одновременно или поочередно?

Гнат: Провода любой длинны, только хорошо экранированные Советские со сплошной оплёткой без просветов. Каналы поочерёдно настраиваем.

Гнат: Поставь нормальный уровень выхода и входа, что б было 4 зелёных и один-два жёлтых квадрата и запиши тон 1 кГЦ. Потом не трогая регуляторы перейди на СВИП и запиши АЧХ своей карты, потом отсоедини шнур от выхода и входа и не трогая регуляторов, запиши шум карты. Тогда я прокоментирую всё. Три скрина выложи.

У вас всё таки микрофонный вход включен. Шумы большие очень. Нужно искать как перейти в канале записи на линейный вход.
Не должны гореть ЗЕЛЁНЫЕ квадратики. Хоть на максимум поставь регулятор записи, если линейный вход включен. Он тупой и имеет чувствительность 0,5 вольт. А микрофонный имеет чувствительность 5 мв. Вот и шумит и перегружается.

Гнат: По Измерениям тему открыл. Всё перенёс туда. Василий победил Звуковуху. Понял что под ХР работает. Понял что и простенькая с частотой дискретизации 41кГц можно измерять, и она меряет до 20кГц. По измерениям всё пишем там в теме по измерениям.
http://www.radioland.1bbs.info/viewtopic.php?t=1586&postdays=0&postorder=asc&start=0 - Измерения АЧХ

Гнат: Отключи ООС и увидишь завал на ВЧ.
В Шмелёве после 15сек когда отключится нажми СТОП и генератор не включится. Потом когда нужно ПУСК и опять по завершению измерения через 15 сек СТОП.
Вверху в Спектралабе есть два окошка. Написано во втором например там у тебя 70dB значит вся шкала занимает 70dB . Наведи туда курсор и смени на 30dB тогда будет вся шкала 30. В первом написано 100dB например. Значит сверху будет 100dB у тебя

Выставь у себя в первом окошке 100dB во втором 50dB и будет нормально.

Если поставить галочку, то на экране запомнится график и так можно запомнить ЧЕТЫРЕ графика и пятый снять и Стоп нажав получаем на экране ПЯТЬ графиков, видя как изменяется и что изменяется в режиме настройки.

Дан: что означают всплески слева от пика? почему на ламповом их нет?

Гнат: Виталя по Шмелёву всё видно и всё выводится в правую вертикальную колонку. Только нужно наводить курсор на любое значение в вертикальной колонке и загорается прямоугольник с подсказкой по русски, что это обозначает. Слева мы видим горб 50гц - наводки сети на входные клеммы и сопли внутри усилка, вот почему нужно гнёзда входные ставить рядом с регулятором громкости, а не тянуть с задней стенки экранированные провода.
Второй пик -100гц это не сглаженные пульсации двух полупериодного выпрямителя в УНЧ твоём. И отсюда следуют 100х2 гц 200гц пик. 50+100гц - 150гц пик и их производные пики, кратные 50 и 100гц. 300гц, 350гц, 400гц и т.д. И даже на склонах основного сигнала присутствуют эти наводки, модулируя сигнал.

Если всё покупать для того что бы сделать один усилитель - денег не хватит. И зачем покупать этот хлам старый, когда есть на столе комп. Который программой Шмелёва всё измеряет. Ты откалибровал по обмотке 6,3 вольта Шмелёва, значит смело можешь мерять этим Шмелёвским селективным милливольтметром. Он точно показывает, то что тебе нужно. Среде квадратичное значение напряжения, так же как и тестер так же как и ВК 7-9 который тоже нужно калибровать. Сейчас сделаю для вас лабораторную работу. Покажу отношение показаний осциллографа и действительных показаний напряжения тестером, мултиметром китайским и милливольтметром измерителем выхода.

Сборник представляет собой обзор программ для измерений с помощью звуковой карты ПК. Все представленные программы либо бесплатны, либо имеют демо-версии с небольшими функциональными ограничениями. Ряд материалов публикуется впервые.
Распространяется бесплатно на сайте .

  • Звуковые карты и их применение (глава из книги Ю.С. Магда, Компьютер в домашней лаборатории)
  • Радиохобби. Обзор софта за 2002 - 2011 г.г.
    • RightMark Audio Analyzer
    • AcoustiSoft ETF5.9
    • AtSpec Spectrum Analyzer Pro
    • Sample Champion Release 2.8
    • Boxplot Speaker Design Tool v.3
    • РЕ Box Loudspeaker Utility v.1.1
    • ProfiLab-Expert
    • Digital Oscilloscope v.2.51
    • Software Oscilloscope
    • Realtime Audio Spectrum Analyzer
    • Multi Tone Generator V1.5
    • RPM Engine Speed Tacho V0.91 beta
    • DaqGen for Windows
    • SG One PC Audio
    • TMS-1 PC Audio Test System
    • DS-100-1
    • WinAIRR
    • Wavosaur
    • Daqarta V6.00.1
  • Программные генераторы звуковых сигналов. Обзор (Е. Музыченко)
  • Программные анализаторы спектра. Обзор (Е. Музыченко)
  • SpectraLAB в радиолюбительских измерениях (К. Наседкин)
  • Электроакустические измерения в программе SpectraLAB (Э.И. Вологдин)
  • Акустическая лаборатория аудиофила-радиолюбителя (И. Петрухин)
    • Speaker Workshop
    • WinlSD
    • JBL Speaker Shop
  • audioTester V3.0. Руководство пользователя (перевод В.Н. Гололобова)
  • Тестирование звуковых трактов с помощью компьютера (Е. Лукин)
  • Генерация тестовых сигналов на компьютере (Е. Лукин)
  • RightMark Audio Analyzer 6.0. Руководство пользователя
  • Компьютерный физический эксперимент (Л.В. Пигалицын)
    • Виртуальные приборы на уроках физики
    • Эксперименты с применением виртуальных и реальных приборов
    • Измерение электрического сопротивления, емкости, индуктивности и частоты
  • Виртуальные приборы на Sound Card (О.Л. Записных, С.О. Савченко)
    • Концепция виртуальной лаборатории
    • Осциллограф
    • Комбинированный генератор НЧ
    • Двухфазный генератор НЧ
    • Осциллограф-регистратор
    • Частотомер
    • АЧ характериограф
    • МультиМетр
    • ТехноГраф
    • Электросчетчик
    • Измеритель R, С, L
    • ТермоМетр
    • Домашний электрокардиограф
    • Прибор для оценки емкости и ESR
    • и другие
  • Компьютерный измерительный комплекс реального времени (О.Я. Шмелев)
    • Компьютерный звуковой генератор качающейся частоты
    • Многофункциональный анализатор спектра
    • Измерения при помощи анализатора спектра и звукового генератора
    • О концепции элементов управления и отображения
    • Инфразвуковой диапазон в компьютерных приборах
    • Практические факторы, влияющие на точность измерений
    • Особенности использования звуковых карт в измерительном комплексе
  • Графический интерфейс компьютерных измерительных приборов (О.Я. Шмелев)
  • Виртуальная измерительная лаборатория PowerGraph (Д.Ю. Измайлов)
    • Общие сведения
    • Подготовка к измерениям
    • Проведение измерений
    • Редактирование данных
    • Обработка сигналов
    • Справочник по функциям обработки сигналов - часть 1
    • Справочник по функциям обработки сигналов - часть 2
    • Анализ сигналов
    • Спектральный анализ
  • Программа TINA-TI и моделирование электрических схем
  • Задатчик тока 4-20 мА для наладки систем автоматизации (С. Скворцов)

(*) Статьи любезно предоставлены издателями или авторами и воспроизводятся полностью.

Остальные материалы публикуются в соответствии со статьей 1274 Гражданского Кодекса РФ.

Звуковые карты и их применение (глава из книги Ю.С. Магда, Компьютер в домашней лаборатории)
Радиохобби. Обзор софта за 2002 - 2011 г.г.
RightMark Audio Analyzer
AcoustiSoft ETF5.9
AtSpec Spectrum Analyzer Pro
Sample Champion Release 2.8
Boxplot Speaker Design Tool v.3
РЕ Box Loudspeaker Utility v.1.1
ProfiLab-Expert
Digital Oscilloscope v.2.51
Software Oscilloscope
Realtime Audio Spectrum Analyzer
Multi Tone Generator V1.5
RPM Engine Speed Tacho V0.91 beta
DaqGen for Windows
SG One PC Audio
TMS-1 PC Audio Test System
DS-100-1
WinAIRR
Wavosaur
Daqarta V6.00.1
Программные генераторы звуковых сигналов. Обзор (Е. Музыченко)
Программные анализаторы спектра. Обзор (Е. Музыченко)
SpectraLAB в радиолюбительских измерениях (К. Наседкин)
Электроакустические измерения в программе SpectraLAB (Э.И. Вологдин)
Акустическая лаборатория аудиофила-радиолюбителя (И. Петрухин)
Speaker Workshop
WinlSD
JBL Speaker Shop
audioTester V3.0. Руководство пользователя (перевод В.Н. Гололобова)
Тестирование звуковых трактов с помощью компьютера (Е. Лукин)
Генерация тестовых сигналов на компьютере (Е. Лукин)
RightMark Audio Analyzer 6.0. Руководство пользователя
Компьютерный физический эксперимент (Л.В. Пигалицын)
Виртуальные приборы на уроках физики
Эксперименты с применением виртуальных и реальных приборов
Измерение электрического сопротивления, емкости, индуктивности и частоты
Виртуальные приборы на Sound Card (О.Л. Записных, С.О. Савченко)
Концепция виртуальной лаборатории
Осциллограф
Комбинированный генератор НЧ
Двухфазный генератор НЧ
Осциллограф-регистратор
Частотомер
АЧ характериограф
МультиМетр
ТехноГраф
Электросчетчик
Измеритель R, С, L
ТермоМетр
Домашний электрокардиограф
Прибор для оценки емкости и ESR
и другие
Компьютерный измерительный комплекс реального времени (О.Я. Шмелев)
Компьютерный звуковой генератор качающейся частоты
Многофункциональный анализатор спектра
Измерения при помощи анализатора спектра и звукового генератора
О концепции элементов управления и отображения
Инфразвуковой диапазон в компьютерных приборах
Практические факторы, влияющие на точность измерений
Особенности использования звуковых карт в измерительном комплексе
Графический интерфейс компьютерных измерительных приборов (О.Я. Шмелев)
Виртуальная измерительная лаборатория PowerGraph (Д.Ю. Измайлов)
Общие сведения
Подготовка к измерениям
Проведение измерений
Редактирование данных
Обработка сигналов
Справочник по функциям обработки сигналов - часть 1
Справочник по функциям обработки сигналов - часть 2
Анализ сигналов
Спектральный анализ
Программа TINA-TI и моделирование электрических схем
Задатчик тока 4-20 мА для наладки систем автоматизации (С. Скворцов)

Рекомендуем почитать

Наверх