Молниеносный шалом. История самой успешной операции Моссада по освобождению заложников

Устройства 16.03.2020
Устройства

Для освобождения израильских заложников - пассажиров захваченного 26 июня 1976 г. террористами из организаций НФОП и Революционные ячейки самолета компании «Эр Франс», севшего по их приказу в аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы.

Террористы

Состав террористов: 8 из НФОП, Вади Хаддад, а также 2 левых-террористов из «Революционных ячеек», Вилфред Бёзе и Бригитта Кульман.

Поддержку террористам оказывал про-палестинский режим Уганды Иди Амина.

Захват заложников был предпринят, чтобы вынудить правительства освободить 53 заключённых, среди них члены РАФ (Фракция красной армиии) и «Движения 2 июня»), находящихся в тюрьмах на территориях Израиля, Франции, ФРГ и Швейцарии и получения 5 млн. долларов США.

Заложники

В самолете «Эйр Франс», совершавшем рейс Тель-Авив - Париж, было 248 пассажиров и 12 членов экипажа.

Пассажиров и команду самолёта удерживали в старом здании аэропорта.

Пассажиры с неизраильскими паспортами были освобождены.

Экипаж самолёта остался с заложниками по собственной инициативе.

Подготовка к операции

Узнав о случившемся, руководство Израиля приняло решение о проведении силовой операции по освобождению заложников. Бывший тогда министром обороны Шимон Перес вспоминает, что командующий ВВС Израиля Беньямин Пелед поинтересовался, собирается Перес захватить только аэропорт Энтеббе или всю Уганду?

Я спросил: в чем разница? В ответ он заявил, что для захвата Энтеббе понадобится 100 бойцов, а для того, чтобы захватить всю Уганду, - 500. Я сказал ему, что ограничусь Энтеббе, что захватывать всю Уганду нет необходимости.

Спасательная операция

В спасении заложников в Энтеббе 3-4 июля 1976 г. была задействована как подразделение захвата, а (Северный округ) и (Центральный) - как подразделения вмешательства. Подразделения вмешательства действовали во внешнем круге, препятствуя угандийским солдатам приблизиться к зданию терминала, штурм которого (внутренний круг) проводила Сайерет Маткаль.

Спецназом «Сайерет Маткаль» командовал подполковник Йонатан Нетаньяху - родной брат , который впоследствии дважды становился премьер-министром Израиля. Во время освобождения заложников Йонатан Нетаньяху был смертельно ранен угандийским снайпером.

Освобождение заложников произошло практически мгновенно: с момента первого выстрела в угандийского солдата и до момента ликвидации всех четырёх террористов, охранявших заложников, прошло всего 15 секунд. Через час после начала операции первый самолет с заложниками вылетел в Найроби на дозаправку, а еще через 42 минуты Уганду покинул последний израильский самолет.

7 из 10 террористов были убиты, в перестрелке погибло также 45 военнослужащих угандийской армии. После освобождения заложников специальный отряд ВВС уничтожил на аэродроме 8 угандийских самолетов-истребителей МиГ-17 и радарную вышку из опасения возможного преследования.

Во время операции погибли 3 из 83 заложников-израильтян. 19-летний Жан-Жак Маймони был убит спецназовцами, которые приняли его за террориста, поскольку он не подчинился приказу «Ложись!» и встал, а еще двое были застрелены террористами.

В группе захвата погиб только подполковник Нетаньяху.

10 заложников и 5 бойцов спецназа были ранены. Один из раненых солдат остался инвалидом - ему парализовало ноги.

По другим данным перестрелка в здании аэропорта продолжалась 1 минуту 45 секунд и погибло 2 заложника, а ранено 9 человек: 4 военных и 5 гражданских лиц.

Одна из заложниц, 73-летняя Дора Блох, гражданка Великобритании, проживавшая в Израиле, во время операции по освобождению заложников находилась в больнице г. Кампала, куда была помещена ранее с пищевым отравлением.

После завершения операции Энтеббе она была убита двумя офицерами угандийских спецслужб по приказу Иди Амина.

Её останки были найдены в 1979 г. Дора Блох похоронена в Иерусалиме в том же году.

Международная реакция и последствия

Правительство Уганды обратилось к Совету Безопасности ООН с требованием осудить вторжение сил Израиля в суверенную территорию Уганды.

Однако СБ ООН не принял никакой резолюции, осуждающей Израиль или Уганду за их действия.

Тем не менее генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм заявил, что израильский рейд представляет из себя «серьёзное нарушение национального суверенитета государства-члена ООН [Уганды]».

Президент Уганды считал, что Кения, через территорию которой прибыли израильские самолёты и где они дозаправлялись, вступила в сговор с Израилем.

Вскоре в Уганде сотни кенийцев были убиты в ходе погромов.

Фильмы

Об этой операции было снято несколько фильмов:

  • «Победа в Энтеббе» (англ. Victory at Entebbe) - телевизионный художественный фильм, 1976, США, IMDb.
  • «Рейд на Энтеббе » (англ. Raid on Entebbe) - художественный кинофильм, 1977, США, IMDb
  • «Операция Йонатан » (ивр. מבצע יונתן‎) - художественный фильм, режиссёр Менахем Голан, 1977, Израиль, IMDb.

Библиография

Видео: Атака с неба

Атака с неба

Полезная информация

Операция «Энтеббе»
широко известное название операции «Кадур ха-раам»
досл. «Шаровая молния»
позднее переименована в Операция «Йонатан»

Страны Пассаж. Экипаж
4
2
42 12
25
1
84
9
1
Корея 1
5
Великобр. 30
США 32
Всего 248 12

Обвинения Израиля в инспирации

Согласно БиБиСи, по данным неназванного источника из евро-арабской парламентской ассоциации, конфиденциально сообщённым им британскому послу в Париже в 1976 г., операция по захвату заложников, совершённая боевиками НФОП, была спланирована совместно израильской спецслужбой

Озеро Виктория является крупнейшим озером в Африке, вторым после Байкала пресноводным озером Земли и самым крупным тропическим озером мира.

Оно было открыто в 1858 году путешественником Дж. Спиком, который назвал его в честь королевы Англии. Его площадь равна 68.800 квадратных километров. За свою 400-тысячную историю водоем высыхал и вновь заполнялся водой. В настоящее время его максимальная глубина составляет 80 метров.

Образовательный центр дикой природы – природный центр и зоопарк, выступающий за защиту животных и сохранение природы Уганды.

Защитники центра обеспокоены ростом браконьерства на редких африканских животных. Например, в последнее время участилось браконьерство на местных леопардов. Леопарды ценны благодаря красивому меху, из которого делают аксессуары, а из лап этих животных изготавливают ожерелья. Работники центра делают все возможное для сохранения этого вида животных.

А какие достопримечательности Энтеббе вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Международный аэропорт Энтеббе

Международный аэропорт Энтеббе (IATA: EBB, ICAO: HUEN) - главный международный аэропорт Уганды, расположен в городе Энтеббе на берегу озера Виктория в 35 километрах от столицы Кампала. Аэропорт известен как место проведения операции по освобождению израильских заложников спецназом Сайерет Маткаль.

Нынешнее здание вокзала построено в 1970-х годах. Старый аэропорт Энтеббе в настоящее время используется вооружёнными силами Уганды, именно на месте старого аэропорта была проведена операция «Энтеббе».

Международный аэропорт Энтеббе в 2007 году обслужил около 720000 пассажиров (на 10,7 % больше чем в 2006).

Самые популярные достопримечательности в Энтеббе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Энтеббе на нашем сайте.

Ближе к полудню заложников вновь удостаивает своим визитом Иди Амин. Компанию ему составляет его малолетний сын, на котором точно такая же парадная форма, как и на отце. Амин сообщает плохие новости: Израиль до сих пор не дал определенного ответа по поводу обмена заложников. Но у Амина есть в запасе и «хорошая» новость: ультиматум продлен до 11 часов утра воскресенья.

Остаток дня проходит без особых происшествий - для всех заложников, кроме четырех, которых террористы по очереди уводят в отдельную комнату, где их запугивают и угрожают. Затем заложников организованно возвращают в главный зал аэропорта, где недавно были французы.

Туалет засорился и источает зловоние. Работает радио. В вечернем выпуске новостей сообщают, что Израиль согласился на условия похитителей. Заложники плачут, обнимаются и готовятся к скорому возвращению домой.

Операцию решено назвать «Шаровая молния». Командующий ВВС Израиля Бенджамин Пелед посвящает премьер-министра в детали.

Два «Боинга-707» ВВС Израиля, перекрашенные в цвета авиакомпании «Эль-Аль», полетят обычным коммерческим маршрутом до единственной дружественной нам страны в регионе, до Кении. На них будут оборудованы полевые госпитали. Едва «Боинги» приземлятся в Найроби, с базы стартуют четыре «Геркулеса», в которых помимо сотни десантников поместятся полугусеничные вездеходы и тяжелые пулеметы. Как только «Геркулесы» выйдут из израильской воздушной зоны, они снизятся и полетят ниже зоны действия радаров.

Так точно! - отчеканивает командующий ВВС.

Й день, пятница

Аэропорт Энтеббе, Уганда

В ночь с четверга на пятницу в зале аэропорта спят только дети. Взрослые заложники тихо переговариваются, обсуждая свое возвращение. Никто не верит, что кошмар, длившийся почти неделю, подходит к концу. И действительно, это еще не конец. В семь утра к аэропорту подъезжает знакомый уже заложникам черный «мерседес». На этот раз Амин приехал не только с сыном, но и со своей последней женой - чернокожей красавицей в широком зеленом платье.



Мы найдем такой же «мерседес» как у Амина и посадим в него наших ребят. В принципе, мы можем сделать чучело Амина

Президент сообщает, что Израиль отказался идти навстречу террористам и содействовать скорейшему освобождению своих людей. Амин рекомендует заложникам написать открытое письмо своему правительству с просьбой удовлетворить требования похитителей. Оставив ошеломленных заложников спорить о том, писать письмо или нет, Амин с достоинством покидает здание аэропорта.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Еще раз! Еще раз, я сказал! Быстрее, быстрее!

Группа десантников во главе с 30-летним подполковником Йонатаном Нетаньяху, выпускником Гарварда и братом будущего премьер-министра Израиля, бегом возвращается в тренировочный «Геркулес». В идеале операция по освобождению заложников должна занять не больше 55 минут. Пока десантники далеки до идеала, что дает право Дану Шомрону подгонять их криком. Но впереди целая ночь тренировок. Отоспаться коммандос смогут во время предстоящего семичасового перелета в Уганду.

Пилоты «Геркулесов» тоже не отдыхают. Они отрабатывают резкий набор высоты, а также посадку прямо на землю - на тот случай, если угандийские солдаты заметят самолеты и перекроют посадочную полосу. В одном из самолетов сидит начальник Генерального штаба армии обороны Израиля Мордехай Гур. Находясь внутри 70-тонной машины, которая то взмывает вверх, то камнем летит вниз, Гур чувствует себя, мягко говоря, неуютно. Зато теперь он знает, что может с уверенностью доложить премьер-министру: «Все готово».

Й день, суббота

Субботним днем в аэропорту Найроби один за другим приземляются два «Боинга-707» авиакомпании «Эль-Аль», следующие коммерческим маршрутом из Тель-Авива. Ровно через 20 минут с израильской военной базы в воздух поднимаются четыре гигантских «Геркулеса».

Лишь спустя 15 минут после взлета кабинет министров официально дает добро на проведение операции: по военному радио звучит команда «Занек!» («Взлет!»). Затем связь прерывается в целях сохранения секретности. Пилотам предстоит управлять самолетами семь часов, полагаясь лишь на радиолокационную антенну. Высоко над «Геркулесами» летят истребители-фантомы, в каждом из которых есть приспособление для создания помех в работе вражеских радаров. Они будут сопровождать «Геркулесов» до Эфиопии. Основная масса солдат находится в первом самолете, в котором вскоре после взлета становится трудно дышать. Кто-то из солдат устраивается в джипах, кто-то прикорнул у вездеходов. Особенно тяжко приходится солдатам, которые будут изображать угандийцев в ложном «мерседесе» Амина. Им выкрасили лицо и руки гримом, позаимствованным в тель-авивском театре, и теперь «угандийцы» потеют больше остальных, набившись в шикарный автомобиль.

Наш самолет из Стамбула прилетел в Энтеббе около двух часов ночи. К трапу нам не подали ничего: ни рукава, ни автобуса - все, как вышли, так сами и пошли в здание аэропорта. Нам было весело: в европейских странах, включая нашу, все почему-то вусмерть боятся выпускать пассажиров на летное поле, а тут - ничего, вышел и иди себе, куда глаза глядят! :) Правда, наши глаза глядели только в сторону аэропорта - было уже поздно и совсем не до того, чтобы бродить по совершенно утонувшему в темноте летному полю второго по величине города Уганды в поисках приключений.

Здание аэропорта Энтеббе было не далеко от места приземления нашего самолета, и шли к нему мы не долго. Я же первым делом озаботилась наличием комаров. Как я уже рассказывала, больше всего в путешествии по Уганде меня пугали отнюдь не трудности пути, отсутствие хороших гостиниц и еды - это как раз все полная ерунда. Напрягали меня малярийные комары, и я теперь ломала глаза, чтобы высмотреть в ночи хотя бы одного гада. Но увы, несмотря на близость к аэропорту озера Виктория, комаров я не обнаружила! Хе-хе, знали бы вы, сколько мы их встретили на обратном пути, когда через 12 дней улетали из Энтеббе! Просто полчища! Я такого количества не видела до сих пор абсолютно нигде: тысячи этих тварей вились вокруг аэропортовских ламп, остальные просто кружили в воздухе, садились на бритые головы угандийцев, но, что интересно, не кусали: то ли все так мощно обрызгались репелентом, что комары просто фигели от его запаха и даже помыслить не могли попробовать его на вкус, то ли это были какие-то неправильные комары.

А в день нашего прилета в Уганду комаров я вообще не обнаружила, нам быстро проставили штампы на визы в паспорт, и мы отправились искать такси. Кстати, что касается виз, то их можно было и не получать в Москве. В аэропорту Энтеббе существовала отдельная будка для безвизовых пассажиров, где они сразу покупали эти визы, и им тут же на них ставили штампы.

С такси же оказалось очень интересная заморочка. Наш угандийский знакомый Роман Кашигин забронировал нам на окраине Энтеббе отель и сказал, что такси до него будет стоить в пределах 15 долларов. Что ж, 15 так 15! У выхода из аэропорта мы нашли будку такси, обозначили тусовавшимся там таксистам, куда нам, собственно, ехать, и услышали в ответ, что они хотят 20. Ага, щаз! Ясное дело, привыкли дурачить туристов - не они первые, не они последние! После недолгой торговли нашелся таксист, который согласился довезти нас и за 15 долларов, что, собственно, и требовалось доказать! Мы загрузились в машину и отправились в путь! Когда же мы добрались до гостиницы, и я протянула ему 15 баксов, таксист тут же заныл и стал требовать двадцать, причем, пытался доказать, что у нас с Антоном массовые галлюцинации, и мы с ним первоначально именно за двадцать и договаривались! В общем, от такой наглости я слегка обалдела, таксист по-любому пошел лесом, но этот случай стал нашим первым знакомством с одной из главных черт угандийцев, с которой потом за время нашего путешествия мы сталкивались еще неоднократно.

Отель же оказался вполне милым. Он назывался "Banana Village" и располагался в деревеньке среди банановых зарослей. В качестве номеров здесь предлагались отдельные домики в африканском стиле, называемые банды: круглые под соломенными крышами, в коих были внутри все удобства, включая москитную сетку над кроватью.

Было похоже, что этот отель существовал уже давно, и, скорее всего, был построен еще в середине прошлого века, в годы британского протектората. На его территории было очень много симпатичных гипсовых скульптур, изображавших африканскую жизнь - банановая ветвь, мужчины, возвращавшиеся с охоты, угандийская девушка топлесс и прочие-прочие. Все они были сделаны весьма мастерски, но было заметно, что очень давно - краска на них облезла, сами они покрылись грязью, в общем, было понятно, что за ними уже много лет никто не ухаживал, и стояли они здесь лишь потому, что когда-то были поставлены.

Мы переночевали, а на утро встретились с нашим водителем Асеей, который должен был нас возить по Уганде на арендованной машине в течение восьми дней с перерывом между ними на два дня.

Машину - микроавтобус "Тайоту" (он оказался дешевле джипа) с водителем мы взяли специально для того, чтобы попасть в труднодоступные места страны, куда нереально добраться на общественном транспорте. Помог с арендой нам опять-таки Роман. В результате машина обошлась нам всего в 95 долларов в день, что для Уганды было весьма неплохо. В первый день на машине мы планировали добраться до Джинджи, где собирались встретиться с Романом и его женой Оливией, а затем переехать в городок Мбале, коий располагался примерно в 300 километрах от Энтеббе, откуда на следующий день мы все вместе собирались отправиться в племя карамоджонгов на северо-восток страны. По пути же мы задумали посмотреть Энтеббе, некоторые достопримечательности столицы Уганды Кампалы, исток Нила и водопады Буджагали, а заодно поменять доллары на угандийские шиллинги и купить таблетки от малярии на случай, если мы вдруг заболеем.

Энтеббе на первый взгляд показался нам немного пыльноватым и многолюдным городом.

Правда, на тот момент мы еще не побывали в Кампале, коя потом лично на меня вообще произвела просто убийственное впечатление. Зато, когда мы ехали по Энтеббе ночью из аэропорта, меня крайней удивило, что в городе практически не было огней. Теперь же мы увидели, что большинство зданий здесь - одноэтажные, даже в центре они не превышают нескольких этажей, так что, подсвечивать по ночам тут, в принципе, особо было и нечего.

Но особенно меня поразили два факта. Первый - это ярко-красная, просто огненная земля кругом. Было понятно, что в ней тут очень много железа. Но несмотря на эти знания, мой мозг поначалу просто-таки отказывался воспринимать этот цвет, и мне все время казалось, что мы на Марсе.

А второй - это огромное количество клиник повсюду: и в самом Энтеббе, и потом по дороге из Энтеббе в Кампалу. Мы буквально не проезжали ни одной улицы, ни одного населенного пункта, где не было бы указателя на какую-нибудь клинику или госпиталь. В принципе, в этом нет ничего удивительного: в Уганде, по некоторым данным, около 40 процентов населения заражены ВИЧ, а малярии в год выявляют до 60 тысяч случаев. В общем, клиники в этой стране жизненно необходимы.

Первую нашу остановку мы сделали в ботаническом саду Энтеббе . Как и сам город он стоит на берегу озера Виктория . Озеро здесь спокойно, в зарослях вдоль его берегов гнездятся цапли, а оно само производит очень благоприятное впечатления.

Правда, благоприятным оно кажется только на первый взгляд. На самом деле, тут, как и во многих других местах, оно заражено шистосомой и на его берегу в саду мы даже встретили прибитую к дереву табличку, что купание в озере возможно только на свой страх и риск.

Мы немного погуляли по саду и посмотрели на некоторые его растениями.

Многие из них мы, правда, видели и раньше, но все равно было очень интересно. Например, оказалось, что у бананов, казалось бы, самых распространенных и популярных в нашем понимании, есть отнюдь не один и не два вида. Их десятки, если не сотни! Причем, они делятся вовсе не на те, которые едят сырыми, и те, которые принято жарить или варить. Даже внутри этих, так сказать, "кулинарных подклассов" очень много банановых разновидностей. И насколько мы поняли, среди них - огромное количество вообще несъедобных.

Еще в ботаническом саду лично я впервые увидела колбасное дерево, которые потом мы неоднократно встречали на протяжении всего нашего путешествия по Уганде - с практически настоящими свисавшими с веток колбасками. Правда, есть такие колбаски могут только обезьяны - хотя они и не ядовитые, но совершенно не вкусные.

А вот плодами хлебного дерева, кое мы тоже нашли в саду, путешественники прошлого очень даже питались. Я читала, что при особом приготовлении их даже бывало сложно отличить от настоящих булочек. :))

Опять же впервые в ботаническом саду мы увидели огромные, в несколько человеческих ростов кактусы.

Уже не в первый раз кофе, бамбук и джекфрут, плоды которого, как выяснилось, тоже съедобны и на вкус напоминают нечто среднее между бананом, дыней и папайей - мы потом их попробовали.

Но самое сильное впечатление на нас произвели термитники - высокие дома-холмы, отдаленно похожие на муравейники, но такие большие, что некоторые из них были даже выше нас с Антоном. Было их в саду не мало! Правда, к сожалению, ни одного термита мы в них так и не увидели, но зато вдоволь насмотрелись на их ходы, ибо рядом с термитниками не редко валялись их кусочки и можно было довольно-таки подробно все разглядеть.

Вот таким у нас получилось первое знакомство с Африкой. И уже по первому дню в Уганде мы прекрасно поняли, насколько это яркая, живая, разнообразная и необычная страна. И что дальше нас ожидают просто необыкновенные приключения!


👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷 Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Рекомендуем почитать

Наверх