Голубиная почта: Как птиц превратили в почтальонов и отправили служить на фронт. Любопытные факты из истории голубиной почты Как почтовые голуби определяют куда лететь

Безопасность 18.01.2022
Безопасность

Стать почтовым может далеко не каждый голубь. Хоть определённой породы таких голубей и не существует, но заводчики усердно следят за родословной птиц, правильным питанием, тщательным уходом и, конечно, регулярными тренировками, которые начинаются, как только у голубя появится полное оперение, то есть около шести недель отроду. Первые полтора месяца птицу приучают летать вокруг родной голубятни, и только потом начинают постепенно увозить её от гнезда на некоторое расстояние (в течение первого года — около 50- 75 км) и учить возвращаться. На второй год дрессировки крылатый почтальон способен совершать перелёты в несколько сотен километров, в любую погоду и разное время года.

«Технические характеристики»

Из 20 лет своей жизни почтовые голуби отдают службе в среднем около 15 лет. Скорости, которые они способны развивать, и расстояния, преодолеваемые ими в путешествиях, поразительны. Эти птицы в среднем летают на высоте 100- 150 метров (в зависимости от погоды) со скоростью 50- 70 км в час, путешествуя на сотни, а иногда и тысячи километров. На себе они в состоянии переносить грузы размером в треть собственного веса, а именно — около 80- 90 граммов.

Крылатые фоторепортёры

В начале XX века немецкий аптекарь Юлиус Нойброннер изобрёл голубиную аэрофотосъёмку. Однажды, когда голубь, которого он отправил доставить лекарства, вернулся через весьма продолжительный срок и сытый, аптекарю пришла идея проследить за птицей, прикрепив к ней небольшую камеру, которая бы автоматически делала снимки через определённые промежутки времени. В результате Нойброннер узнал, что его голубь находился на попечении шеф-повара одного немецкого ресторана. Так аптекарь стал изобретателем голубиной фотосъёмки.

Жива ли голубиная связь?

Большинство служб голубиной почты были расформированы после Второй мировой войны, однако в некоторых странах они сохранились и действуют до сих пор. В Индии, к примеру, используют крылатую почту в дни выборов для быстрой доставки информации в труднодоступные районы. В Швейцарии пернатые помогают в доставке экстренных сообщений. В английском городе Плимуте голуби переправляют образцы крови из больниц в исследовательские лаборатории. В Новой Зеландии, на родине голубиной почты, ежегодно проводится «Неделя почтовой марки», на протяжении которой участники (коллекционеры почтовых марок) пользуются услугами крылатых почтальонов.

Почему они всегда возвращаются?

Учёные сделали вывод, что голубям, как и многим другим птицам или животным, свойственно желание вернуться домой, в родное гнездо или голубятню. Это связано с животными инстинктами: стремлению к своей паре (самца — к самке, самки — к самцу), а также «родительский» инстинкт — желание кормить и защищать своих птенцов.

Как птицы ищут дорогу домой

До сих пор точно не известно, каким образом голуби ориентируются в пространстве и в абсолютно любых условиях находят дорогу домой. Было проведено множество исследований: птиц увозили в совершенно незнакомые им места, за тысячи километров, пытались сбить с толку, запутать и даже кружили их в пути на своеобразной карусели и погружали в сон — они неизменно возвращались в родное гнездо. В итоге существует несколько версий того, как пернатым удаётся выйти на верный путь. Есть гипотеза, будто бы они определяют нужное направление по положению солнца и расположению звёзд. Другое мнение гласит, что птицам помогает ориентироваться инфразвук — звуковые колебания частотой менее 10 Гц (то есть не слышимые для человека, распознающего частоту в диапазоне от 16 Гц), которые распространяются в атмосфере на дальние расстояния. Третья версия допускает у голубей наличие внутреннего «компаса», который позволяет им воспринимать магнитные силовые линии Земли и с их помощью находить нужную дорогу.

Голуби-солдаты и голуби-шпионы

Во время Первой мировой войны голубиная почта широко использовалась всеми воюющими странами. В некоторых из них она применялась и на военных кораблях. Особо отличившиеся птицы за боевые заслуги награждались орденами и медалями.

Почтовому голубю № 888 было присвоено звание полковника. После смерти его предали земле со всеми почестями, положенными при похоронах военных высокого звания.

Голубь Шер Ами (от фр. «Cher Ami» — Милый Друг) во время битвы при Вердене в ходе Первой мировой войны помог спасти «Пропавший батальон» 77 дивизии, находившийся в окружении: через несколько часов после того, как он доставил сообщение об этом батальоне (с раной в груди, залитыми кровью глазами и отстреленной лапой), 194 человека были спасены. Птица получила золотую медаль Американского общества почтовых голубей и французский Военный Крест.

Британский голубь по кличке Коммандо в составе Национальной голубиной службы работал на агентов британских спецслужб за линией фронта: совершил три вылета на территорию оккупированной нацистами Франции с важнейшей разведывательной информацией, за что по окончании войны удостоился медали Марии Дикин (высшей британской воинской награды для животных).

В ходе франко-прусской войны 1870- 1871гг. во время осады Парижа (в течение четырёх месяцев) французам при помощи голубей удалось передать около 150 тысяч как военных, так и гражданских частных сообщений. Противники пытались бороться с крылатыми шпионами: их обстреливали и даже посылали на охоту за ними ручных ястребов и соколов.

Во время же Великой Отечественной войны на оккупированных территориях немецкое командование рассматривало всех голубей как потенциальных «шпионов»: их изымали у местного населения и уничтожали.

Голуби-рекордсмены

В 2013 году китайский миллиардер приобрёл голландского голубя с выдающимися способностями: пернатый преодолел расстояние в 2700 км (чуть меньше, чем путь от Москвы до Парижа) всего за 18 дней.

. Французский принц Фридрих Карл в 1871 году подарил своей матери голубя, который в 1875 году, вырвавшись на свободу, вернулся на свою голубятню в Париж.

В 2010 году в Англии был проведён эксперимент, в результате которого почтовые голуби доставили флэш-карты на расстояние в 193 км быстрее, чем пользователи Интернета скачали видеоролик на 300 Мбайт (со скоростью менее 2 Мбит\с): птицы выполнили задачу за 1 час 15 минут, а ролик к этому моменту был загружен на 24 % .

Известны случаи полётов голубей из Рима в Брюссель на 1100 км воздушного расстояния через Альпы.

Некоторые птицы способны развивать скорость до 100 км\ч (для сравнения: быстрота движения скорого пассажирского поезда составляет от 50 до 90 км\ч).

Во время Гражданской войны гвардейцы, отступая из Севастополя, увезли на чужбину несколько почтовых голубей. Выпущенные на волю птицы постепенно одна за другой возвратились в Крым, преодолев по воздуху более 2000 километров.

Голубиная почта сегодня кажется безнадёжно устаревшей. Но это только на первый взгляд. Эксперимент, состоявшийся в 1996 году в Прибалтике показал, что голуби до сих пор могут доставлять корреспонденцию намного быстрее наземной и авиапочты. Поэтому такой вид связи до сих пор используют в Швейцарии, на Кубе и в ряде других стран.

Домой!

Механизм, помогающий голубям находить нужный город, здание и даже окно, до конца не изучен. Пока учёные называют его инстинктом возвращения домой - хоумингом. А сам голубиный мозг - природным компьютером. В шутку, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины: мозг этой небольшой птички развит необыкновенно, ведь голуби не только умеют собирать информацию посредством органов чувств, но и способны обрабатывать её и хранить - в довольно больших объёмах.
Главную роль в сборе информации играют глаза.
Каким-то образом голуби умеют отсеивать всё ненужное и запоминать только то, что может им пригодиться. Поэтому зрительные впечатления - самые важные в птичьем навигаторе.
Кроме того, голуби ориентируются по солнцу, правда, этот механизм не работает в ночное время: зажжённые фонари сбивают птице курса…
Некоторые исследователи считают, что голуби, в отличие от других пернатых, улавливают запахи, благодаря чему в их мозге складывается «карта ароматов» - и домашних, и тех, что приносят ветра. Находясь вдали от своего места обитания, они просто «нюхают» воздух и таким образом определяют, в каком направлении им лететь.
Впрочем, эксперимент, проведённый группой немецких учёных в 2011 году, показал, что запахи все же не являются достаточным ориентиром для голубей. Многие птицы, вывезенные в горную местность, на обратном пути часто останавливались, будто изыскивая дополнительную информацию. Причём трудности с возвращением испытывали те подопытные, которым исследователи предварительно закрыли правую ноздрю. Дело в том, что именно там у голубей находится «магнитно-рецепторная» система, позволяющая даже крохотным птенцам запомнить уровень магнитной напряжённости Земли возле своего гнезда. Причём эта информация сохраняется в голове птицы навсегда.
В 2013 году учёным удалось выяснить, что ухо голубя воспринимает инфразвук, возникающий из-за движения земной коры. При этом каждое место для птицы звучит по-своему. На этот звук она и летит к дому.
Не менее удивительно, что голуби, с древних времён живущие рядом с людьми, научились «пользоваться» их дорогами! В 241 году до н.э. между Римом и Галлией существовал прибрежный путь, по которому следовала и голубиная почта. Так вот, современные голуби продолжают летать все по тому же маршруту, хотя никакой дороги там давным-давно нет. Стало быть, информация о воздушных трассах передаётся у голубей из поколения в поколение. Но как именно, выяснить пока не удалось.

Письма из прошлого

Как отправлять письма , знали ещё в странах Древнего мира. В записках Плиния Старшего можно найти сведения о том, как в 43 году до н.э. город Мутина был осаждён и его комендант Брут известил о том консула Гирция посредством голубиной почты. А тот оперативно отправил помощь осаждённым.
Чаще всего «крылатые депеши» порхали в военное время, когда от скорости доставки почты зависела судьба целых народов. Так, в 1249 году египетскому султану Hyp ад-Дину почтовые голуби помогли вовремя доставить султану Наджм ад-Дину весть о том, что порт Дамиетта захвачен французами. Султаны объединили усилия и освободили территорию. Позже Hyp ад-Дин организовал сеть голубиных башен по всей стране. Тогда обученные птицы стоили баснословных денег - тысячу динариев за пару.
В 1870 году, во время Франко-прусской войны, посредством голубиной почты осуществлялась связь между осаждённым Парижем и городом Туром. Это были сообщения, с сильным уменьшением снятые на плёнку. Каждый голубь нёс до 20 таких посланий. Конечно, немцы знали об этом. Вначале они обстреливали пернатых почтальонов, а потом стали натравливать на них соколов. Но находчивые французы придумали прикреплять к хвостам голубей свистки, которые во время полёта отпугивали хищников своим противным звуком.
В 1815 году почтовые голуби сослужили добрую службу Якобу и Натану Ротшильдам. Когда Наполеон вернулся во власть, на фондовых биржах царила неразбериха. Ждали, чем закончится битва при Ватерлоо. Во французской армии у Ротшильдов были свои агенты, имевшие почтовых голубей. Пока Наполеон шёл к победе, акции англичан падали в цене, а после того как французы потерпели поражение, их стоимость резко возросла. Голубиная почта своевременно доставляла отчёты о ходе сражения Ротшильдам. Благодаря этому они узнали об исходе битвы раньше других и скупили акции по самой низкой цене. И на том сколотили солидный капитал.

Русский опыт

Согласно письменным источникам, родоначальником голубиной почты в России в 1854 году был князь Голицын, который таким образом наладил сообщение между своим московским домом и усадьбой, находившейся за 90 вёрст от него. Однако утверждать, что никто раньше не додумался до этого, нельзя. Скорее всего, с голубями давно передавали какую-то личную переписку, которую требовалось сохранить в тайне.
Ещё одним россиянином, задействовавшим голубей для доставки почты, стал в 1873 году штабс-капитан, плац-адъютант Печерской крепости Арендт. Он начал тренировать почтовых птиц и сумел добиться потрясающих результатов: голуби могли находиться в воздухе по 12 часов кряду и «разгоняться» до 100 км/ч. Успехи Арендта в 1891 году стали толчком к созданию линии голубиной связи между Москвой и Санкт-Петербургом, а позже и по другим направлениям. Но нет предела совершенству. Вскоре был установлен новый рекорд. Тренированные птицы голубевода Домашкева за 6 часов смогли преодолеть более 500 км при скорости 86 км/ч.
В 1890 году в России появилось «Русское общество голубиного спорта». Оно издавало свой журнал и регулярно проводило соревнования голубей на дальность полёта. После революции дело пошло на спад и стало возрождаться только после 1925 года. А в 1929-м голубей призвали на государственную службу. Тогда был утверждён приказ «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», в рамках которого были разработаны руководства по боевой подготовке частей военного голубеводства.

Крылатое донесение

XX век в истории человечества оказался самым кровопролитным. Одна за другой по миру прокатились две войны. И на обеих голубям нашлась работа. Так, в Первую мировую птиц впервые стали использовать в шпионских целях. Голубям прикрепляли на шею маленькие камеры и отправляли их «на задание»: снимать вражеские части. Действовала и голубиная почта. Известен случай, когда птица доставила важное послание до адресата вовремя и тем самым спасла армейское подразделение англичан от гибели. В знак благодарности голубю было присвоено звание полковника британской армии. В этом звании он прошёл всю войну, а когда настало его время, был предан земле со всеми почестями, надлежащими полковнику.
Во время Второй мировой войны почтовые голуби доставили около 15 тысяч писем, 98% которых дошли до адресатов. Правда, в СССР голуби, принадлежавшие гражданскому населению, были приравнены к нелегальному средству связи, а потому подлежали уничтожению. Несоблюдение этого распоряжения каралось по законам военного времени.. Причём с обеих сторон! Ведь немцы, оказавшиеся на оккупированных территориях, боялись, что советские граждане будут поддерживать связь с партизанами с помощью голубей.

Умение голубей ориентироваться в пространстве, а также находить дорогу к своему постоянному месту жительства из любой точки мира выглядит поистине поразительно. Хорошо натренированная почтовая птица способна безошибочно определить направление и выбрать правильный путь даже в том случае, если ввести ей большую дозу наркоза и в таком состоянии увезти на несколько тысяч километров от родного дома. Очень полезным такие уникальные навыки люди смогли приспособить для своих нужд.

Первая почтовая голубятня на территории России

До наших дней не сохранилось достоверной информации о точном времени начала распространения почтовых голубей в России. Самые ранние материалы, которые проливают свет на создание официальной голубиной почты, датируются 1854 годом. Они повествуют о попытках князя Голицына проложить птичьи пути для доставки почты. В частности - наладить быстрое сообщение между своим поместьем в Москве и усадьбой в деревне Симы, которая находилась на удалении в 90 верст.

Почтовые голуби в переносном садке.

Другие источники, содержащие более ранние упоминания об официальном создании голубиной почты в России, не были обнаружены. Из этого можно сделать выводы, что до XVIII века голуби использовались преимущественно в личных целях. А именно для передачи любовных записок и секретных телеграмм, которые старались сохранить в тайне. Развитие на государственном уровне хотя и было успешным, но началось гораздо позже.

В следующие несколько десятилетий после успешного опыта князя Голицына популярность голубеводства стремительно набирала обороты. Итогом стало создание в 1890 году «Киевского общества голубиного спорта». Спустя непродолжительный отрезок времени его переименовали в «Русское общество голубиного спорта».

Организация довольно быстро получила широкую популярность. Вплоть до 1905 года под ее руководством выпускался специальный журнал «Вестник голубиного спорта» и регулярно проводились состязания на короткие и длинные дистанции. С началом общеизвестных событий Октябрьской революции работа с голубями постепенно пришла в упадок и более или менее начала восстанавливаться только после 1925 г.

Первые русские военные голубятни

Мысль задействовать сообразительных птиц для помощи русским солдатам впервые пришла в голову штабс-капитану Арендту в 1873 году. Мужчина служил в Печерской крепости на должности плац-адъютанта и параллельно занимался обучением голубей, которых он покупал у городских любителей или выписывал из-за границы.

Солдаты выпускают голубей из переносного садка.

Тренировка пернатых начиналась рано. Примерно с трех месяцев их приучали к переносным садкам и регулярно увозили все дальше от дома, развивая способность ориентирования. При должной настойчивости птицы быстро улучшали свои полетные навыки и выносливость, что позволяло лучшим из них лететь по 12 часов без перерыва. Средняя скорость при этом составляла от 80 до 100 км.

Идея оказалась успешной, и с 1891 года по всей стране начали учреждать официальные линии голубиной связи. Первая из них пролегала между Москвой и Санкт-Петербургом. Другие соединяли ряд крупных станций на западной и южной границах.


Голубей оснащали фотокамерами для снимков с воздуха (1907 год).

При генерале М.И. Драгомирове голубиный спорт приобрел особую популярность. Он неоднократно инициировал проведение состязаний крылатых почтарей, стремясь определить самую быструю породу. Первой птицей, которая установила рекорд по дальности и скорости полета, стал рябой почтовый голубь известного в то время московского голубевода Домашкева. Он сумел за шесть часов покрыть расстояние в 537 км, развив среднюю скорость в 86 км/ч.

«Военно-голубиная повинность в СССР»

Вопреки всем прогнозам, современные средства связи не сумели оттеснить голубиную почту к другим пережиткам прошлого. Более того, в ходе Великой отечественной войны в СССР активно использовали птиц в разведывательных операциях и для доставки важных депеш вплоть до 1945 года.

Почтовых голубей активно использовали в Великой отечественной войне.

Первые предпосылки к тому, чтобы использовать почтовых голубей на государственной службе появились гораздо раньше - в 1928. Уже тогда на заседании Совета труда и обороны был вынесен на голосование проект о «военно-голубиной повинности». В 1929 его утвердили приказом «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», а еще через год разработали первое в своем роде руководство по боевой подготовке для частей военного голубеводства.

С началом боевых действий контроль над пернатыми почтальонами сильно ужесточился. Согласно правительственному распоряжению, у населения должны были изъять и уничтожить всех голубей как нелегальное средство связи. Тех, кто отказывался выполнить приказ, судили по законам военного времени. Надо отметить, что укрывательство несло в себе двойную угрозу. В ходе немецкой оккупации выявление пернатых грозило немедленным расстрелом, так как немцы боялись, что птиц будут использовать в партизанской войне.

На чем основан инстинкт возвращения домой?

При близком рассмотрении способности голубей ориентироваться в пространстве напрочь опровергают распространенное мнение об исключительной глупости птиц. Их мозг развит настолько хорошо, что способен одновременно обрабатывать множество различных операций. Голуби используют для определения своего местоположения относительно родного дома различные сведения: геомагнитные ориентиры, инфразвуки, ландшафтные особенности. В последние годы выдвигаются гипотезы об остром обонянии этих птиц, хотя ранее подобная версия опровергалась.

Переоборудованный в голубятню автобус, который в Первую мировую войну применялся на территории Франции и Бельгии.

Уникальным является строение голубиных глаз. Они занимают большую часть внутри черепа и наделяют птицу впечатляюще острым зрением. Яркая индивидуальная особенность, чуждая человеческому организму, заключается в избирательной фокусировке. Голуби умеют «фильтровать» визуальный ряд, полученный из окружающего пространства, выбирая только то, что важно для них в этот момент и игнорируя остальное. Для определения времени суток им вообще не нужно открывать глаза - разницу между светом и тьмой они чувствуют кожей.

Отличная память и понятливость дополняют острые зрительные реакции почтовых голубей, что позволяет им формировать сложные траектории движения и умело оперировать им.

Кира Столетова

В наше время голуби ассоциируются с красотой и ценятся за внешний вид. Но не так давно люди использовали их для передачи друг другу информации. Разве можно представить что-то более романтичное, чем получить письмо, отправленное с крылатым? В статье как раз говорится о том, что такое голубиная почта и как она работает.

История

Ветхий завет свидетельствует о том, что уже тогда существовала голубиная почта. Именно голубь был выпущен Ноем, и он был уверен в его возвращении. Позже этот способ передачи информации распространился в таких странах, как Китай и Греция. А в 1167 году в Египте появилась первая государственная голубиная почта, для чего приказано было построить много специальных башен. Информация передавалась только так. Первыми породами почтовых голубей стали Багдеты, Скандеруны и Карьеры.

Если говорить о появлении такого средства связи в России, то начало было положено войнами. Княгиня Ольга, желая отомстить за гибель мужа, взяла с древлян дань голубями и воробьями. Противники с радостью согласились, а она приказала привязывать сухие ветки к лапам птиц и поджечь. Зная, что каждый голубь вернется домой, она смогла уничтожить целое поселение врагов.

Более романтичная информация о первых любовных посланиях из монастырей своим возлюбленным до сих пор вдохновляет утонченные натуры на такие поступки.

Позже с помощью голубиной почты налаживали связь между государствами. Другого средства коммуникации на больших расстояниях не существовало.

Принцип действия

Так как работает голубиная почта?

Голубь обладает инстинктом возвращаться домой, кроме того, птицы очень выносливы и могут пролетать сотни километров. Максимальная скорость полета - 70 км/ч. Еще пернатые прекрасно ориентируются на местности и легко находят обратную дорогу к гнезду.

Факты свидетельствуют о наличии у пернатых:

  • острого зрения;
  • феноменальной памяти, с помощью которой птица запоминает маршрут, составленный на основе зрительного восприятия.

Для передачи информации используют только определенные породы. Отличить от других их легко по размеру (они крупнее своих собратьев) и массивному клюву. Особенности внешнего вида почтарей хорошо видны на фото. Почтовый голубь должен быть способным к обучению, выносливым и уметь быстро летать.

Почтовые птицы способны пролетать около 1100 км. Среди многих пород выделяют Немецкую, Русскую, Бельгийскую и Венгерскую. Любая из них способна работать в голубиной почте до 20 лет.

Как все происходит? Записку закупоривают в капсулу и крепят к ноге птицы. Остерегаясь хищников, таких как ястреб, часто отправляют сразу двух голубей с аналогичными посланиями.

Такая форма общения была еще до появления телефона и интернета, но и в наши дни голубиную почту продолжают использовать.

Дрессировка

Важно понимать, что не каждый голубь способен на такое. Да, пернатые тоже все разные: бывают способные и не очень, быстрые и ленивые.

Как только к третьей неделе жизни птенец научится летать, сразу начинают его обучение. Первые дни крылатых пускают лететь только под присмотром опытного взрослого самца, который без проблем возвращается домой. Поначалу тренировки проходят на близком расстоянии от места обитания.

Стимулировать последующее возвращение домой позволяет кормежка сразу после полета. Еще нужно решить задачу с подбором партнера, иначе есть риск, что птица выберет сама и улетит к нему.

  • Медицинский курьер. В Плимуте пернатые доставляли кровь в лабораторию, расположенную далеко от больницы. Такой способ оказался быстрее, чем обычным транспортом.
  • Англичане отличились оригинальной идеей: передавать записки при помощи пернатых во время пробок на дорогах.

    А вообще до какого прогресса не дошел бы современный мир, каждая женщина в душе будет желать красивых романтических поступков и изысканных жестов внимания. Доставка любовного послания таким древним и оригинальным способом - один из наиболее эффектных способов покорить сердце возлюбленной.

    До открытия радиосвязи наиболее эффективным, надежным и быстрым способом передачи сообщений была голубиная почта. Максимальная скорость почтового голубя составляет 80-100, а средняя - около 40-60 километров в час. Максимальной же дистанцией (летом, в идеальную погоду) считается 1000-1200 километров. Не больших расстояниях вероятность гибели птиц в пути слишком велика, даже если выпускать их по трое, как контрубеналов. Хотя известны случаи, когда голубям удавалось вернуться домой с расстояния две, три и даже пять с половиной тысяч километров.

    Главную особенность голубиной почты стоит подчеркнуть особо. Голубь, будучи выпущен, немедленно возвращается в привычную ему голубятню, откуда он был увезен в корзине или клетке. Никуда больше голубя послать нельзя. В фэнтезийном цикле Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» ученые вороны разносят письма в любое место на карте. Но в реальности голубь может «знать» только один адрес.

    При полете на большие дистанции голубь вынужден делать посадки для «дозаправки», поэтому темп движения резко снижается. Ночью эти птицы беспомощны. Обычно голуби не поднимаются выше 100-150 метров и «стелятся» по долинам. Не любят они и долго лететь над водой - хотя и догадываются иногда пересечь море на мачте попутного парохода.

    Стоунхендж. Древняя обсерватория предназначалась для тех же вычислений, которые голубь способен проделать в уме.

    Каким образом голуби находят дорогу, долгое время оставалось загадкой. Подобно многим животным, они чувствительны к магнитному полю, но и компас не поможет, если не знать свое положение относительно цели. Настоящий «секрет» голубя - в исключительно точных «внутренних часах», позволяющих ему безошибочно определять широту и долготу по положению Солнца.

    «Дата рождения» голубиной почты теряется в глубине веков. Возможно, впервые этот вид связи начали использовать еще в Месопотамии во 2-3 тысячелетиях до нашей эры. Определенно известно, что в Древней Греции «крылатые вестники» использовались широко.

    Греки применяли голубей преимущественно «в мирных целях». Но римляне еще в 43 году до н. э. при осаде Мутины передавали с их помощью и военные сообщения. А регулярная государственная голубиная почта была организована арабами в 12 веке.

    Применение почтовых голубей долгое время ограничивалось их дороговизной. Голуби, в течение тысяч лет разводившиеся по всему миру на мясо, как и наши городские «сизари», могли перелетать разве что с крыши на крышу. Для дальней связи требовалось создать новую породу. В 12-13 веках специальный почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский конь.

    Рекомендуем почитать

    Наверх