Javascript уроки программирования. Как изучить JavaScript быстрее

Общая информация 07.12.2019
Общая информация

Учебник по синтаксису JavaScript

Перед тем как приступить к чтению учебника по языку JavaScript , вы должны обладать знаниями по .

Будет большим плюсом в изучении синтаксиса JavaScript, если вы уже знакомы с каким-нибудь языком программирования, например PHP , C или Pascal , а также понимаете что такое переменная, тип данных, функция или массив.

Однако если вы не знакомы с языками программирования, то волноваться не стоит, данный учебник по JavaScript как раз и расчитан на тех, кто впервые приступает к изучению программирования.

JavaScript (ЯваСкрипт) — это клиентский язык программирования, с помощью которого можно управлять элементами HTML-страницы (HTML-тегами) и веб-браузера, заставлять их двигаться, реагировать на различные события (щелчки мышью, нажатие на клавиатуру), создавать множество интересных программ (скриптов): тесты, анимацию, фотогалереи (например как во Вконтакте), игры и многое другое.

Как происходит изучение JavaScript

Изучение языка JavaScript , обычно делится на четыре этапа:
1. Освоение синтаксиса JavaScript (данный учебник) ,
2. Изучение DOM и BOM ,
3. Управление DOM и BOM c помощью JavaScript,
4. Изучение различных библиотек JavaScript. jQuery — самая популярная на данный момент библиотека (учебник по jQuery должен появиться на этом сайте, в конце 2015 года) .

DOM — это объектная модель документа. Благодаря технологии DOM, теги HTML-страницы начинают представлять из себя дерево объектов и у каждого объекта в этом дереве, есть свой уникальный адрес. Язык JavaScript обращаясь по этому адресу, может получить доступ к тому или иному HTML-тегу и управлять им (изменять цвет, размер, положение и мн. др.).

BOM — это браузерная модель документа. Структура та же самая что и у DOM, только вместо объектов HTML-страницы, выступают объекты браузера: окно браузера, размеры экрана браузера, история посещений, статусная строка и т.д.

После изучени DOM и BOM, приступают к созданию более-менее сложных скриптов на JavaScript, взаимодействующих со страницей и браузером.

Затем, немного освоившись, изучают какую-нибудь библиотеку JavaScript, например jQuery, благодаря ей можно создавать такие же программы как на JavaScript, только намного быстрее и эффективнее.

Некоторые вебмастера сразу приступают к изучению jQuery, пропустив предыдущие три этапа, но я не рекомендую этого делать, поскольку в любом случае нужно понимать синтаксис JavaScript и знать объекты DOM/BOM их свойства, методы и предназначения.

Какие программы можно написать с помощью JavaScript

С помощью можно создавать множество интересных программ (скриптов):
— можно создавать скрипты которые будут изменять элементы страницы сайта или их расположение, путём нажатия на ту или иную кнопку,
— можно создавать анимацию,
— манипулировать формами, например проверять введённые пользователем данные на корректность,
— создавать различные тесты, например типа ЕГЭ (школьных экзаменов) и сразу получать результат,
— благодаря BOM можно узнавать характеристики браузера и компьютера пользователя посетившего ваш сайт, что позволяет создавать различные счетчики посещений,
— с помощью JavaScript, можно создавать даже игры, мультфильмы и множество других интересных и полезных программ.

Какова цель данного самоучителя по JavaScript?

Цель данной книги по JavaScript заключается в том, чтобы обучить вас основам синтаксиса JavaScript , познакомить с программированием и такими понятиями как переменные, типы данных, операции, операторы ветвления, функции, циклы, массивы, объекты и т.д. Всё это встречается и в других языках программирования, поэтому освоив JavaScript, вам уже намного легче будет изучать другие языки, например PHP , C++ или Python .

Структура учебника по JavaScript

В учебнике по JavaScript , будут рассмотрены следующие темы и уроки.

  • Перевод

Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка.

Примитивные типы данных В JavaScript имеются следующие примитивные типы данных: number , boolean , string , undefined , null . Сразу нужно отметить, что, при работе с примитивными типами данных, например, со строковыми литералами, мы, даже не проводя явного преобразования, сможем обращаться к их методам и свойствам. Дело тут в том, что при попытке выполнения подобных операций литералы автоматически оснащаются соответствующей объектной обёрткой.▍Числа В JavaScript имеется лишь один тип чисел - это числа двойной точности с плавающей запятой. Это ведёт к тому, что результаты вычисления некоторых выражений арифметически неверны. Возможно, вы уже знаете, что в JS значение выражения 0.1 + 0.2 не равно 0.3 . В то же время, при работе с целыми числами таких проблем не наблюдается, то есть, 1 + 2 === 3 .

В JavaScript имеется объект Number , представляющий собой объектную обёртку для числовых значений. Объекты типа Number можно создавать либо используя команду вида var a = new Number(10) , либо можно полагаться на автоматическое поведение системы, описанное выше. Это, в частности, позволяет вызывать методы, хранящиеся в Number.prototype в применении к числовым литералам:

(123).toString(); //"123" (1.23).toFixed(1); //"1.2"
Существуют глобальные функции, предназначенные для преобразования значений других типов в числовой тип. Это - parseInt() , parseFloat() и конструкция Number() , которая в данном случае выступает в виде обычной функции, выполняющей преобразование типов:

ParseInt("1") //1 parseInt("text") //NaN parseFloat("1.234") //1.234 Number("1") //1 Number("1.234") //1.234
Если в ходе операции с числами получается нечто, не являющееся числом (в ходе неких вычислений, или при попытке преобразования чего-либо в число), JavaScript не выдаст ошибку, а представит результат подобной операции в виде значения NaN (Not-a-Number, не число). Для того, чтобы проверить, является ли некое значение NaN , можно воспользоваться функцией isNaN() .

Арифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк.

1 + 1 //2 "1" + "1" //"11" 1 + "1" //"11"

▍Строки Строки в JavaScript представляют собой последовательности символов Unicode. Строковые литералы создают, заключая текст, который нужно в них поместить, в двойные ("") или одинарные ("") кавычки. Как уже было сказано, при работе со строковыми литералами мы можем полагаться на соответствующую объектную обёртку, в прототипе которой имеется множество полезных методов, среди них - substring() , indexOf() , concat() .

"text".substring(1,3) //ex "text".indexOf("x") //2 "text".concat(" end") //text end
Строки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую.

▍Логические значения Логический тип данных в JS представлен двумя значениями - true и false . Язык может автоматически преобразовывать различные значения к логическому типу данных. Так, ложными, помимо логического значения false , являются значения null , undefined , "" (пустая строка), 0 и NaN . Всё остальное, включая любые объекты, представляет собой истинные значения. В ходе выполнения логических операций всё, что считается истинным, преобразуется к true , а всё, что считается ложным, преобразуется к false . Взгляните на следующий пример. В соответствии с вышеизложенными принципами пустая строка будет преобразована к false и в результате выполнения этого кода в консоль попадёт строка This is false .

Let text = ""; if(text) { console.log("This is true"); } else { console.log("This is false"); }

Объекты Объекты - это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями.

Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов:

Let obj = { message: "A message", doSomething: function() {} }
Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается:

  • Чтение свойств: object.name, object .
  • Запись данных в свойства (если свойство, к которому обращаются, не существует, добавляется новое свойство с указанным ключом): object.name = value , object = value .
  • Удаление свойств: delete object.name , delete object .
Вот несколько примеров:

Let obj = {}; // создание пустого объекта obj.message = "A message"; // добавление нового свойства obj.message = "A new message"; // редактирование свойства delete object.message; // удаление свойства
Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) :

Let french = Object.create(null); french["yes"] = "oui"; french["no"] = "non"; french["yes"];//"oui"
Если объект нужно сделать иммутабельным, можно воспользоваться командой Object.freeze() .

Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() :

Function logProperty(name){ console.log(name); //имя свойства console.log(obj); // значение свойства } Object.keys(obj).forEach(logProperty);

▍Сравнение значений примитивных типов и объектов При практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться.Переменные В JavaScript переменные можно объявлять, используя ключевые слова var , let и const .

При использовании ключевого слова var можно объявить переменную, и, если надо - инициализировать её неким значением. Если переменная не инициализирована, её значением является undefined . Переменные, объявленные с использованием ключевого слова var , имеют функциональную область видимости.

Ключевое слово let очень похоже на var , разница заключается в том, что переменные, объявленные с ключевым словом let , имеют блочную область видимости.

Блочную область видимости имеют и переменные объявленные с помощью ключевого слова const , которые, учитывая то, что значения подобных переменных нельзя изменять, правильнее будет называть «константами». Ключевое слово const , которое «замораживает» значение переменной, объявленной с его использованием, можно сравнить с методом Object.freeze() , «замораживающим» объекты.

Если переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной.

Массивы Массивы в JavaScript реализованы с использованием объектов. Как результат, говоря о массивах, мы, фактически, обсуждаем объекты, похожие на массивы. Работать с элементами массива можно, используя их индексы. Числовые индексы преобразуются в строки и используются как имена для доступа к значениям элементов массивов. Например, конструкция вида arr аналогична конструкции вида arr["1"] , и та и другая дадут доступ к одному и тому же значению: arr === arr["1"] . В соответствии с вышесказанным, простой массив, объявленный командой let arr = ["A", "B", "C"] , представляется в виде объекта примерно следующего вида:

{ "0": "A", "1": "B", "2": "C" }
Удаление элементов массива с использованием команды delete оставляет в нём «дыры». Для того чтобы избежать этой проблемы, можно использовать команду splice() , но работает она медленно, так как, после удаления элемента, перемещает оставшиеся элементы массива, фактически, сдвигая их к началу массива, влево.

Let arr = ["A", "B", "C"]; delete arr; console.log(arr); // ["A", empty, "C"] console.log(arr.length); // 3
Методы массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди:

// стек let stack = ; stack.push(1); // stack.push(2); // let last = stack.pop(); // console.log(last); // 2 // очередь let queue = ; queue.push(1); // queue.push(2); // let first = queue.shift();// console.log(first); // 1

Функции Функции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций.

Существует три способа объявления функций:

  • Классическое объявление функции (Function Declaration или Function Statement).
  • Использование функциональных выражений (Function Expression), которые ещё называют функциональными литералами (Function Literal).
  • Использование синтаксиса стрелочных функций (Arrow Function).
▍Классическое объявление функции При таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила:
  • Первым ключевым словом в строке объявления функции является function .
  • Функции необходимо назначить имя.
  • Функцию можно использовать в коде, находящимся до её объявления благодаря механизму подъёма объявления функции в верхнюю часть области видимости, в которой она объявлена.
Вот как выглядит классическое объявление функции:

Function doSomething(){}

▍Функциональные выражения При использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее:
  • Ключевое слово function уже не является первым словом в строке объявления функции.
  • Наличие имени у функции необязательно. Возможно применение как анонимных, так и именованных функциональных выражений.
  • Команды вызова таких функций должны следовать за командами их объявления.
  • Такую функцию можно запустить сразу же после объявления, воспользовавшись синтаксисом IIFE (Immediately Invoked Function Expression - немедленно вызываемое функциональное выражение).
Функциональное выражение выглядит так:

Let doSomething = function() {}

▍Стрелочные функции Стрелочные функции, по сути, можно считать «синтаксическим сахаром» для создания анонимных функциональных выражений. Надо отметить, что у таких функций нет собственных сущностей this и arguments . Объявление стрелочной функции выглядит так:

Let doSomething = () = > {};

▍Способы вызова функций Функции можно вызывать различными способами.Обычный вызов функции doSomething(arguments) Вызов функции в виде метода объекта theObject.doSomething(arguments) theObject["doSomething"](arguments) Вызов функции в виде конструктора new doSomething(arguments) Вызов функции с использованием метода apply() doSomething.apply(theObject, ) doSomething.call(theObject, arguments) Вызов функции с использованием метода bind() let doSomethingWithObject = doSomething.bind(theObject); doSomethingWithObject();
Функции можно вызывать с большим или меньшим количеством аргументов, чем то количество параметров, которое было задано при их объявлении. В ходе работы функции «лишние» аргументы будут просто проигнорированы (хотя у функции будет доступ к ним), отсутствующие параметры получат значение undefined .

У функций есть два псевдо-параметра: this и arguments .

▍Ключевое слово this Ключевое слово this представляет собой контекст функции. Значение, на которое оно указывает, зависит от того, как была вызвана функция. Вот какие значения принимает ключевое слово this в зависимости от способа вызова функции (они, с примерами кода, конструкции из которых используются здесь, описаны выше):
  • Обычный вызов функции - window / undefined .
  • Вызов функции в виде метода объекта - theObject .
  • Вызов функции в виде конструктора - новый объект.
  • Вызов функции с использованием метода apply() - theObject .
  • Вызов функции с использованием метода bind() - theObject .
▍Ключевое слово arguments Ключевое слово arguments - это псевдопараметр, который даёт доступ ко всем аргументам, использованным при вызове функции. Он похож на массив, но массивом не является. В частности, у него нет методов массива.

Function reduceToSum(total, value){ return total + value; } function sum(){ let args = Array.prototype.slice.call(arguments); return args.reduce(reduceToSum, 0); } sum(1,2,3);
Альтернативой ключевому слову arguments является новый синтаксис оставшихся параметров. В следующем примере args - это массив, содержащий всё, что передано функции при вызове.

Function sum(...args){ return args.reduce(reduceToSum, 0); }

▍Оператор return Функция, в которой отсутствует выражение return , возвратит undefined . Используя ключевое слово return , обращайте внимание на то, как работает механизм автоматической вставки точки с запятой. Например, следующая функция вернёт не пустой объект, а значение undefined:

Function getObject(){ return { } } getObject()
Для того чтобы избежать подобной проблемы, открывающую фигурную скобку нужно расположить на той же строке, на которой находится оператор return:

Function getObject(){ return { } }

Динамическая типизация JavaScript является языком с динамической типизацией. Это означает, что конкретные значения имеют типы, а переменные - нет. Во время выполнения программы в одну и ту же переменную можно записывать значения разных типов. Вот пример функции, которая работает со значениями разных типов:

Function log(value){ console.log(value); } log(1); log("text"); log({message: "text"});
Для выяснения типа данных, хранящихся в переменной, можно использовать оператор typeof() :

Let n = 1; typeof(n); //number let s = "text"; typeof(s); //string let fn = function() {}; typeof(fn); //function

Однопоточная модель выполнения Среда выполнения JavaScript является однопоточной. Это, в частности, выражается в невозможности одновременного выполнения двух функций (если не учитывать возможности асинхронного выполнения кода, которые мы тут не затрагиваем). В среде выполнения имеется так называемая очередь событий (Event Queue), хранящая список заданий, которые нужно обработать. Как результат, для однопоточной схемы выполнения JS несвойственна проблема взаимных блокировок ресурсов, поэтому тут не нужен механизм блокировок. Однако, код, попадающий в очередь событий, должен выполняться быстро. Если перегрузить тяжёлой работой, в браузерном приложении, главный поток, страница приложения не будет реагировать на воздействия пользователя и браузер предложит закрыть эту страницу.Обработка исключений В JavaScript имеется механизм для обработки исключений. Работает он по вполне обычному для подобных механизмов принципу: код, который может вызвать ошибку, оформляют с использованием конструкции try/catch . Сам код находится в блоке try , ошибки обрабатываются в блоке catch .

Интересно отметить, что иногда JavaScript, при возникновении внештатных ситуаций, не выдаёт сообщений об ошибках. Это связано с тем фактом, что JS не выбрасывал ошибки до принятия стандарта ECMAScript 3.

Например, в следующем фрагменте кода попытка изменения «замороженного» объекта завершится неудачно, но исключение выдано не будет.

Let obj = Object.freeze({}); obj.message = "text";
Некоторые из «молчаливых» ошибок JS проявляются в строгом режиме, включить его можно, воспользовавшись конструкцией "use strict"; .

Система прототипов В основе таких механизмов JS, как функции-конструкторы, команда Object.create() , ключевое слово class , лежит система прототипов.
Рассмотрим следующий пример:

Let service = { doSomething: function() {} } let specializedService = Object.create(service); console.log(specializedService.__proto__ === service); //true
Здесь, для создания объекта specializedService , прототипом которого нужно было сделать объект service , использована команда Object.create() . В результате оказывается, что метод doSomething() можно вызвать, обратившись к объекту specializedService . Кроме того, это означает, что свойство __proto__ объекта specializedService указывает на объект service .

Создадим теперь похожий объект с использованием ключевого слова class:

Class Service { doSomething(){} } class SpecializedService extends Service { } let specializedService = new SpecializedService(); console.log(specializedService.__proto__ === SpecializedService.prototype);
Методы, объявленные в классе Service , будут добавлены в объект Service.prototype . Экземпляры класса Service будут иметь тот же прототип (Service.prototype). Все экземпляры будут делегировать вызовы методов к объекту Service.prototype . В результате оказывается, что методы объявляются лишь один раз, в Service.prototype , после чего «наследуются» всеми экземплярами класса.

▍Цепочка прототипов Объекты могут быть «наследниками» других объектов. У каждого объекта есть прототип, методы которого ему доступны. Если попытаться обратиться к свойству, которого нет в самом объекте, JavaScript приступит к его поиску в цепочке прототипов. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока свойство не будет найдено, или пока поиск не достигнет конца цепочки.О функциональном программировании в JavaScript В JavaScript функции являются объектами первого класса, язык поддерживает механизм замыканий. Это открывает путь к реализации методик функционального программирования в JS. В частности, речь идёт о возможности применения функций высшего порядка.

Замыкание - это внутренняя функция, у которой есть доступ к переменным, объявленным внутри родительской функции, даже после выполнения родительской функции.

Функция высшего порядка - это функция, которая способна принимать другие функции в качестве аргументов, возвращать функции, или делать и то и другое.

Функциональное программирование в JS освещается во множестве публикаций. Если вам это интересно - вот несколько материалов на данную тему, посвящённых

Всем привет, вот и пришло время узнать нам с Вами основы JavaScript , так как JavaScript является той технологией, с помощью которой можно организовать динамические HTML страницы у себя на сайте.

Примечание. Данный урок предназначен в большей степени для тех пользователей, которые понимают общие принципы программирования, а также знают основы HTML. Если Вы не знаете что такое тег ol и li, то Вам лучше познакомиться сначала с основами HTML . Т акже, если Вы не знаете что это за конструкция if…then…else (это общий вид), рекомендую узнать общие принципы программирования в не зависимости от языка программирования. Только в этом случае можно начать изучать JavaScript. И этот урок будет для Вас максимально полезен.

Основы JavaScript — теория

И начнем как обычно с основ, т.е. с определения, что такое JavaScript? JavaScript – это скриптовый язык программирования, код которого выполняется на стороне клиента (пользователя ). Применяется обычно для организации на сайте динамических HTML страниц, без перезагрузки самой страницы, т.е. без обращения к серверу.

Зачем нужен JavaScript?

А зачем Вы спросите организовывать динамические страницы?

Во-первых , это красиво, удобно и современно.

Во-вторых, для того чтобы сделать любое изменение на сайте необходимо перезагрузить страницу, при этом у сервера будут отниматься ресурсы, а теперь представьте что у Вас посещаемый сайт и таких обращений очень много, Ваш сервер будет просто перегружен. А так как JavaScript — это клиентская технология, обращения к серверу не нужны. Вся программа на JavaScript будет выполняться непосредственно у Вас на компьютере или на компьютере пользователя, который зашел к Вам на сайт.

Теперь поговорим конкретней для чего можно использовать JavaScript у себя на сайте? Например, для динамически выпадающего меню или появления, исчезания каких-то элементов управления. В общем можно сделать практически все что угодно.

Сейчас давайте разберемся с принципами этого языка программирования. JavaScript не строго типизированный язык программирования. Точку с запятой в конце каждой строки можно не ставить, но лучше ставить, для того чтобы самим лучше понимать и читать код, но если Вы вдруг забыли поставить точку с запятой, то никакой ошибки не будет в отличие, например, от языка PHP.

В процессе формирования HTML страницы браузером, сам браузер не только отрисовывает ее, но и формирует так называемое дерево элементов, которое состоит из узлов. А каждый узел формируется на основе кода HTML. Исходя из всего сказанного, можно сказать, что JavaScript может изменять это дерево и соответственно изменять сам код HTML, а как следствие изменять отображение HTML страницы в браузере. Под изменением дерева элементов понимается как само изменение некоторых узлов, так и удаление, добавление этих самых узлов. Чтобы было понятней, узел формируется на основе элементов в HTML, другими словами, тегов или самого содержимого, т.е. текста. Например, следующий код HTML можно отобразить в виде дерева элементов.

Код HTML:

Привет

Узлы этого кода:

Корневой Узел – html

Дочерний Узел узла HTML — body

Дочерний Узел узла body – p

Дочерний Узел узла p — сам текст (текст является отдельным узлом, это нужно помнить при добавлении, удалении и изменении текста ).

Надеюсь с этим понятно, перейдем непосредственно к синтаксису и написанию первых программ на JavaScript.

По началу мне показалось, что JavaScript очень схож, с серверным языком программирования PHP, но это только в некоторых конструкциях, да, кстати, он также схож и с просто языком программирования JAVA, но на самом деле схоже написание нескольких конструкций и называние этих языков, но в остальном, имеется в виду в принципах программирования, это две разные вещи. Кстати, JavaScript никак не связан с языком JAVA, если только названием, поэтому не путайте JavaScript — это один язык программирования, а Java — это совсем другой. Но почему его назвали именно JavaScript? Да потому что в то время, когда разрабатывали JavaScript, был сильно популярен язык Java, и поэтому разработчики JavaScript решили переименовать свой язык LiveScript (так он изначально назывался ) в JavaScript, а также изменили написание базовых конструкций, похожих на Java. Кстати, JavaScript официально называется ECMAScript , существует одноименный стандарт. Это для того чтобы не было проблем с владельцами торговой марки Java. Таким образом, JavaScript и JAVA — это совершенно два разных языка программирования. А почему у всех на устах название JavaScript? Да потому что просто так привыкли, и все называют язык ECMAScript языком JavaScript.

Пример кода JavaScript

Хватит лирического отступления от сути нашего вопроса, перейдем к тому, как нам изменять эти самые узлы в этом дереве. Как обычно мы это сделаем на примере. Ниже у нас есть небольшой список, как нам в него добавить (или удалить ) еще несколько значений? Попробуйте нажать «Добавить в список » и у Вас откроется окно для ввода, введите название нового пункта и нажмите OK. Как все это происходит, давайте разбираться.

Сам пример:

  • Первоя строка
  • Вторая строка
  • Третья строка
  • Код JavaScript:

    //пишем функцию добавления нового пункта в списке function addLi() { var stroka = prompt("Введите название строки:", "");//для ввода названия новой строки if (stroka){ var ol = document.getElementById ("spisokst");//находим наш список var li = document.createElement("LI");//создаем новый элемент списка ol.appendChild(li);//присваиваем нашему списку новый элемент var text = document.createTextNode(stroka);//создаем новый узел текст li.appendChild(text);//присваиваем этот текст нашему новому пункту списка } } //пишем функцию удаления пунктов из списка function deleteLi() { var ol = document.getElementById ("spisokst");//находим наш список var lastLi = ol.lastChild;//заводим переменную и храним в ней последний элемент нашего списка //проверяем на наличие нашего элемента, исключая пробелы, табуляции и комментарии while (lastLi && lastLi.nodeType != 1){ lastLi = lastLi.previousSibling; } if (lastLi){ lastLi.parentNode.removeChild(lastLi);//удаляем пункт списка, //если конечно в списке еще что-то осталось } }

    Код HTML:

  • Первоя строка
  • Вторая строка
  • Третья строка
  • Добавить в список

    Удалить из списка

    В самом коде я написал комментарии, поэтому я думаю проблем возникнуть не должно, что для чего. Но я все равно поясню общую картину.

    У нас есть некий список, помеченный id = spisokst, для того чтобы нам было его легче найти, из JavaScript. Затем мы пишем две функции на javascript:

    1. addLi() –для добавления новых строк.

    В функции addLi мы просим пользователя ввести название новой строки с помощью встроенной функции prompt, и помещаем это название в переменную stroka (как Вы уже, наверное, поняли, переменные объявляются с помощью оператора var ).

    Затем с помощью метода getElementById объекта document, находим нужный нам id списка.

    Потом с помощью метода createElement все того же объекта document, создаем элемент LI (Вы, наверное, заметили, что при создании элемента, его название пишется с большой буквы ).

    Затем мы создаем новый узел текст и передаем ему значение, которое ввел пользователь в нашу переменную stroka.

    И снова присваиваем, только уже элементу li, новое его значение (или его дочерний узел, т.е. текст ) с помощью метода appendChild.

    2. deleteLi() – для удаления этих строк.

    Здесь мы также находим наш список с помощью метода document.getElementById и передаем ему значение spisokst.

    Затем заводим новую переменную lastLi и присваиваем ей значение последнего пункта в нашем списке (ol.lastChild).

    Здесь существует небольшая проблема, по стандарту при формировании страницы HTML все пробелы, табуляции, комментарии в коде HTML учитываются, но не выводятся на экран, поэтому запомните, при обращении к последним элементам, какого-нибудь узла, там может оказаться пробел, табуляция или комментарии, поэтому результат может немного отличатся от действительного, например, если бы я здесь не учел этого, то у меня пункты в списке удалялись через один или, в некоторых случаях, через два клика на кнопку «Удалить из списка » и чтобы этого избежать я проверял, что находится в последнем узле. Если это пока не понятно, можете не запоминать:)

    3. Также хочу отметить, что функционал кнопок также реализован на javascript путем обработки событий, например, при клике (событие — onClick=»javascript:addLi()») на кнопку «Добавить в список » запускается функция addLi(), а при клике на кнопку «Удалить из списка » запускается функция deleteLi(). Остальное сделано для визуальных эффектов, пока это можете не запоминать. Например, событие onmouseover означает, что при наведении курсора мыши будет что-то выполняться.

    Надеюсь, сегодняшний урок был Вам полезен и интересен, в следующих уроках будем рассматривать уже примеры посложней.

    По многочисленным просьбам запускаем серию уроков по JavaScript . Если вы решительно настроены, освоить JS, значит, полагается у вас есть базовые знания по HTML и CSS, так как это есть фундамент, без чего сложно понять, о чем будет идти речь.

    С нашей стороны я постараюсь объяснять понятным языком, показывать на реальных примерах из жизни, ведь все познается в сравнении.

    Что такое JavaScript, или как понять, для какой цели он нужен при веб разработках!

    Мы живете в мире, где все осязаемо, реализуем те идеи, что приходят к нам в голову. Строим дома, машины, передвигаемся при помощи различной технике. То есть, что мы можем делать в реальном мире, можно представить в сравнении с HTML , где он выступаем в качестве строительного материала, фундамента, на чем все держится, а при помощи CSS мы оформляем этот мир, делаем его красочным, таким, каким хотели бы его видеть сами.

    Наверное, вы задаетесь вопросом, если HTML и CSS это то, что нас окружает, так что такое JavaScript ? Где он проявляется в нашем мире.

    Проще я думаю будет объяснить на примере фильма Гари Потер, думаю многие из вас его смотрели и поймут о чем будет идти речь. По сценарию фильма мы знаем, что Гари обладал сверх способностями, он был волшебником, и в этом ему помогала магическая палочка. Именно волшебная палочка давала ему возможность творить магию, такого уровня, насколько он обладал знаниями, что бы ее сделать неповторимой.

    JavaScript это магическая палочка , которая есть у каждого веб разработчика, а вот какую магию при помощи его можно творить, зависит только от знаний разработчика, которыми он обладаете. Те кто освоил данный язык, являются волшебниками и творят по истине чудеса.


    Язык JavaScript не полноценен без его составляющих HTML и CSS. Многие программисты упоминают три языка, образующие «слои» веб-страницы: HTML, CSS и JavaScript.

    HTML первый язык разметки гипертекста – обеспечивает структурные слои, выразительно организуя содержимое страницы, например текст, изображения другие его элементы.

    Второй, CSS (Каскадные таблицы стилей), образуют красивое оформление, внешний вид HTML-контента.

    А третий – JavaScript –добавляет поведенческие слои, оживляя веб-страницу, делая ее интерактивной, то есть, создавая элементы для взаимодействия с посетителями.


    В итоге, чтобы овладеть языком JavaScript, вы должны иметь хорошее представление как о HTML, так и о CSS.

    Программирование может показаться невероятным волшебством, недоступным простым смертным. Однако, большинство его концепций не сложны для понимания. JavaScript достаточно дружелюбен по отношению к начинающим программистам, но, тем не менее, он сложнее, чем HTML или CSS, поэтому в рамках серии уроков мы освоим фундаментальные концепции программирования, и вы сможете их применять при написании сценариев на JavaScript.

    Вы познакомитесь с новыми символами { }, , ; , (), !, узнаете обозначение новых слов (var , null , else if ), разберем правила пунктуации и синтаксис самого языка, и все это для того что бы творить свою магию.

    Материал подготовил Горелов Денис, пишите ваши комментарии и обязательно поделитесь данным материалом со своими друзьями.

    Это вводный курс по JavaScript для начинающих . В плане очередности это третий по счету предмет, который необходимо знать грамотному веб-разработчику. Первые два - это HTML и CSS, разумеется. Вэлкам!

    Язык сценариев JavaScript был разработан Бренданом Эйхом (Brendan Eich) в 1995 году, как одно из расширений для браузера Netscape Navigator 2.0, о котором мало уже кто помнит. Но сам язык живет и процветает.

    В отличие от HTML и CSS это уже настоящий язык программирования . Можно сказать, что HTML и CSS - это только цветочки, а вот JavaScript - такие себе ягодки ягодки. Различаются они принципиально. HTML - банально разметка (или иначе - структура сайта), а CSS - внешний вид этой разметки. А вот JavaScript позволяет создавать именно программы, которые предписывают компьютеру пользователя выполнять активные действия.

    Поэтому, если вы еще не знаете даже таких простых вещей, как HTML и CSS, то за JavaScript вам браться явно рановато.

    Но пугаться не стоит. В отличие от старших братьев, типа Java или C++, JavaScript довольно простой язык. Освоить его может любой начинающий веб-разработчик. Во всяком случае, научиться им пользоваться совсем не трудно.

    Программы, которые создаются на JavaScript, называются сценариями или скриптами. Следует четко понимать, что сценарии эти выполняются только на компьютере пользователя, а не где-то в сети. Поэтому во многом они зависят от настроек того же браузера, которые выставил у себя пользователь. Если он намеренно отключил у себя работу скриптов, то они попросту не сработают.

    Зачем нужен JavaScript?

    Зачем вообще использовать какие-то скрипты на стороне пользователя? Ключевое слово здесь - обработка событий . Таким событием может стать, например, клик по кнопке в форме отправки данных. Для этого предусмотрены специальные атрибуты, начинающиеся с on.

    Примеры таких атрибутов:

    onclick - одиночный щелчок мышью;
    onmouseover - размещение курсора мыши в области, которую занимает какой-либо элемент страницы;
    onfocus - выделение (фокусировка) элемента. Например, поля формы, куда установлен курсор.

    Окей, скажете вы, а зачем использовать какой-то JavaScript для обработки той же формы? Есть же php для этого. Заполнил, что требуют, и отправил себе с миром.

    Все верно, JavaScript не обрабатывает данные, это делает php на удаленном сервере.

    Но что если пользователь не все заполнил? Если, к примеру, пропустил обязательные поля, помеченные звездочкой * . Что тогда? Тогда с сервера к нему прилетит новая страница, на которой будет написано, какой он лох.

    Принципиальная разница тут вот в чем: без использования JavaScript при отправке формы запрос будет в любом случае отправлен на удаленный сервер, даже если форма заполнена неправильно или не полностью. И от сервера будет получен ответ с ошибкой. Пользователю придется все вводить заново. И так каждый раз. А если применить JavaScript, то страница с формой не будет отправлена на сервер до тех пор, пока пользователь не введет правильные данные.

    То есть, скрипт, как говорится, «не отходя от кассы», прямо в браузере пользователя проверит форму и выдаст сообщение в случае неправильного или недостаточного ее заполнения. Здесь он выступает как контролирующий орган.

    Согласитесь, что это гораздо удобнее, занимает меньше времени и, безусловно, съедает меньше трафика. А в случае с мобильным подключением к сайту это тем более существенно.

    Таким образом, сценарии JavaScript - это удобные помощники, которые не только проверяют введенные данные, но и выполняют еще массу полезных действий на стороне пользователя. Взять, к примеру, те же выпадающие списки меню или сворачиваемые окна, всевозможные слайдеры и эффектные галереи картинок, подсветка активных полей формы или всплывающие подсказки на страницах сайта и многое другое.

    Продвинутый читатель скажет:

    Ха! Так это же все можно сделать и на чистом CSS3 без всяких скриптов!

    Согласен, кроме слова «все». Все да не все. Всякие свистелки и перделки можно и на чистом CSS3 сотворить, но проверить правильность заполнения формы CSS никак не может. А кроме этого существует еще тысячи способов использовать скрипты JavaScript для более серьезных вещей. Иначе умные люди не стали бы впихивать JavaScript в тот же Bootstrap или создавать мегаполезную библиотеку скриптов jQuery.

    Как включить JavaScript в страницу сайта

    Существует несколько вариантов подключения JavaScript на страницах сайта.

    1. Небольшой код JavaScript можно внедрить непосредственно в тегах HTML. Например, следующий код будет выводить в поле формы текст «Ведите ваш E-mail», который при установке туда курсора будет автоматически исчезать, чтобы не мешать пользователю:

    Как видите, нигде специально не обозначено, что это JavaScript, но браузеры это понимают и обрабатывают соответственно написанным командам.

    Однако JavaScript активно использует те же символы, что применяются в HTML. Например, угловые скобки или прямые кавычки. Чтобы браузер не ошибся в интерпретации этих знаков, обычно сценарии записываются между специальными тегами:

    2. Чуть более крупный код сценария JavaScript можно добавить непосредственно в том месте страницы, где ему надлежит срабатывать. Как было указано выше, его мы обрамляем тегами .

    Но это не всегда удобно, а в некоторых случаях и чревато.

    К примеру, если пользователь отключил в своем браузере работу скриптов, то страница может «зависнуть» на этом месте и не загрузиться полностью. Поэтому обычно рекомендуется размещать скрипты в самом низу страницы перед закрывающим тегом . В этом случае, даже если скрипт не сработает, то сама страница загрузится целиком и без лишних задержек.

    3. Самый правильный способ подключения скриптов JavaScript - это вынести их в отдельный файл с расширением.js и подключить к странице посредством ссылки, как и в случае с листом стилей CSS, вынесенным в отдельный файл. Пример:

    На этом ознакомительный экскурс в JavaScript заканчиваем. В следующий раз напишем наш первый сценарий на этом замечательном языке. Подпишитесь на обновления блога Вебсовет, чтобы ничего не пропустить!

    Рекомендуем почитать

    Наверх