Каждый современный человек владеет ноутбуком, но как самому убрать возникающие...
![Пропал звук на ноутбуке — что делать?](https://i0.wp.com/sovets.net/photos/uploads/120/8110495-2razrabotanyi-spetsialnyie-programmyi-kotoryie-testiruyut-audio-drayveryi-soundcheck.jpg)
Сланцевая ипостась Ида-Вирумаа, представленная показанными в прошлых частях и , существует менее ста лет. Но люди тут жили куда как дольше, да и природа в самой высокой части Великого уступа по-своему необычна. Так что в завершение рассказа о шахтёрском крае Эстонии - о городке Йыхви со средневековой кирхой, крупнейшем в Прибалтике православном Пюхтицком монастыре, высочайшем в Прибалтике водопаде Валласте и вотчинах патриарха Алексия II.
Центр уезда Ида-Вирумаа - не Нарва (3-й по величине город страны) и даже не Кохтла-Ярве, а небольшой городок Йыхви (10,5 тыс. жителей), при немцах Иевве, расположенный в центре агломерации Кохтла-Ярве, но не входящий в её состав - при том, что к Йыхви вплотную примыкает крупнейший из кохтла-ярвских посёлков Ахтме (18 тыс. жителей). Чем обусловлено такое странное устройство - не знаю: может тем, что Йыхви стоит на перекрёстке дорог, расходящихся в Нарву, Таллин и Тарту, а может - тем, что это самый эстонский город в уезде: русских тут "всего" 53%, а эстонцев - целых 33%, и тут уже не так мала вероятность наткнуться на не говорящего по-русски человека. Ухоженный и совсем не индустриальный Йыхви производит впечатление такой колониальной администрации - эстонский городок в русской Ида-Вирумаа.
Деревня Иевве известна с 1241 года, то есть ещё датского господства, а впервые стала на слуху в 1870-76 годах, с постройкой Балтийской железной дороги превратившись в железнодорожные "ворота" Дерпта. И хотя железная дорога в Дерпт пришла с другой стороны, Иевве успела разрастись настолько, что в 1885 году стала центром волости, но до города доросла лишь к 1938 году, видимо опять же благодаря железнодорожной станции, через которую вывозились добытые сланцы. К вокзалу сходить я как-то не сподобился, тем более что это типовая и вдобавок заброшенная сталинка. Вот в привокзальном районе здание школы, похожее на дворец какой-нибудь старой мызы - даже не берусь предполагать, до- или послевоенное:
Тем более главный транспортный узел тут не вокзал и даже не автостанция, а автобусная остановка на главной Ракверской улице, где та спускается с виадука. Йыхви - центр всей непростой транспортной системы Кохтла-Ярвской агломерации, и уехать отсюда можно хоть в центр Кохтла-Ярве, хоть в какие-нибудь деревни у побережья, только где-то автобусы идут один за другим, а где-то - раз в несколько часов. В общем, в течение дня я заезжал в Йыхви 4 раза, но дальше квартала от площади не отходил.
Хотя собственно, почти всё интересное в Йыхви в этих кварталах у перекрёстка и находится. С одной стороны - доломитовая кирха Михкли (1347), необычайно тяжеловесная и суровая даже для Эстляндии.
Считается крупнейшей в Эстонии однонефной церковью - и зал её действительно без столпов, но тесный и низкий. Русскоязычная смотрительницы очень доброжелательно и подробно объяснила мне, как ехать в Кохтла-Нымме.
Неподалёку площадь Кесквяльяк, что в переводе значит всего-то Центральная, а на ней пара торговых центров и внушительное здание уездной администрации Ида-Вирумаа (1954), явно стилизованное под ратушу.
Дома с левой (относительно прошлого кадра) стороны отделяют площадь от Ракверской улице. Рядом несколько кафе, которым позавидовали бы и столицы - такое ощущение, что 9/10 денег уезда крутится на этой площади:
Здесь же памятник геренаралу Александру Тыниссону (2005) - одному из главных полководцев эстонской войны за независимость и первому министру обороны. После Бронзовой ночи, продолжившейся беспорядками в Ида-Вирумаа, возмущённые русские чуть не снесли в отместку этот памятник. Слышал, кстати, что самые боевые эстонские националисты и скинхэды в Таллине - как раз-таки из Ида-Вирумаа.
На краю площади - миниатюрная Богоявленская церковь (1894-95), настоятелем которой в 1950-58 годах был отец Алексий (Ридигер) - впоследствии Патриарх.
А там и до автовокзала рукой подать, и дорогу от остановки мне показал русский паренёк с серьгой в ухе, приехавший из Кохтла-Ярве тем же автобусом, что и я. По дороге говорил про то, что работы у них тут нет, зарплаты евро по 300, и вообще ничего не делается, "а у вас в России хоть какая-то жизнь, движение". Я ему возразил, что в Эстонии малые города куда более ухоженные и вообще как-то больше порядка и законопослушности, и паренёк, подумав, ответил: "Ну да, чтобы в России хорошо жилось, там надо родиться". По дороге мы простояли с минуту на светофоре, и мимо за это время проехала буквально пара машин, но мой проводник сказал, что полиция бдит, а штраф за такое дело тут 120 евро. Впрочем, справедливости ради, в "эстонской Эстонии" народ на красный свет ходит только так, то есть видимо в Ида-Вирумаа с его криминальной репутацией полиция особенно бдительна...
А вот и автовокзал, совмещённый с торговыми центрами. Междугородние автобусы отправляются из тех арок, пригородные - с площади, и в те места, о которых речь пойдёт далее, я ездил именно отсюда.
Вот, собственно, и весь Йыхви, по крайней мере всё, что здесь увидел я. Утром я поехал в Пюхтицкий монастырь , что расположен в 20 километрах от города в селе Куремяэ . Впрочем, автобус эти 20 километров преодолевает почти час, останавливаясь на каждом углу и заворачивая в деревеньки на боковых дорогах.
А также к тюрьме весьма уютного вида:
Вообще же, Ида-Вирумаа богата на старину - есть тут и всякие довольно крупные мызы, средневековые кирхи и прочее... но всего за один раз не успеть. Вот из окна автобуса заснял миниатюрный замок, или скорее укреплённый дом Пуртсе (1533-65), при немцах Изенгоф - основанный в 1427 году рыцарем-разбойником Якобом фон Таубе, в 1621-1731 годах он принадлежал Флемменгам, далее Штакельбергам, а в новейшую историю замок вошёл тем, что где-то над ним влетел в советское воздушное пространство самолётик Матиаса Руста. В окрестностях замка стоит каменный крест времён Ливонской войны, под которым покоится воевода-боярин Василий Распадин... короче, лучше сюда ехать на машине.
Последний взгляд на берег Ида-Вирумаа:
51.
. Осколки Старого города.
. Йоаорг и Кренгольм.
. Город.
. Шахта в Кохтла-Нымме.
Кохтла-Ярве. Йыхви, Пюхтицкий монастырь и водопад Валласте.
Кунда.
Раквере. Замок и город.
Далеко ли до Таллина? Кийу, Ягала, Йыэляхтме.
Таллин
.
Западная Эстония
.
Южная Эстония
.
Острова
.
Финляндия, Хельсинки
.
Ида-Вирумаа богат на интереснейшие мызы , поэтому непременно нужно посетить хотя бы некоторые из захватывающих примеров этого наследия. Начните, например, с мызы Сака, находящейся на краю захватывающего дух Северо-Эстонского глинта и имеющей интересную историю. В 1941-1943 гг. на мызе Сака располагались поочередно немецкая и эстонская береговая охрана, а в послевоенные годы – советский пограничный кордон, о чем напоминает и восстановленная наблюдательная вышка. Сохранилось главное здание мызы Сака в стиле неоренессанса, построенное в 1862-1864 гг. Здание окружает богатый на виды парк. Для посетителей созданы прекрасные возможности для установки палаток и ночевки в кемпинге. На мызе располагается также гостиница, спа-центр и ресторан. В 147 км от Таллинна располагается имеющая интересную историю мыза Аа. Главное здание в стиле барокко построено в конце XVII века и восстановлено в 1730 году. Сегодня в нем располагается учреждение опеки. При возможности посетите также мызы Иллука, Мяэтагузе и Майдла. Особое внимание уделите мызе Калви. Благодаря особенному расположению это место на протяжении столетий является очень популярным. Недалеко от мызы Калви находится порт и другие достопримечательности. Калви является историческим местом отдыха. В Ида-Вирумаа можно найти различные походные тропы, такие как, например, Котка, Пуртсе, Куртна. Расположенный в долине реки Пюхайыги дворцовый парк Ору играл значительную роль в истории, так как в нем располагалась летняя резиденция Константина Пятса в итальянском стиле, разрушенная во Второй мировой войне. Северо-Эстонский глинт наиболее прекрасен на линии Сака-Онтика-Тойла. В Онтика непременно посетите водопад Валасте высотой 55 метров, являющийся природным наследием глинта и национальным символом Эстонии.
В составе уезда 22 самоуправления: 7 городов и 16 волостей.
Города | Волости | ||
Йыхви | Авинурме | Кохтла-Нымме | |
Кивиыли | Азери | Лохусуу | |
Кохтла-Ярве | Алайыэ | Люданузе | |
Нарва | Вайвара | Майдла | |
Нарва-Йыэсуу | Ийзаку | Мяэтагузе | |
Пюсси | Иллука | Сонда | |
Силламяэ | Йыхви | Тойла | |
Кохтла | Тудулинна |
Крупнейшие экономические направления:
В течение тысячелетий крупнейшие реки уезда сформировали, служащий естественной защитой глинт. Меньшие реки несут свои воды в море, формируя береговые уступы. К ним относятся: Тырвайыги, Лангевоя и Алуоя. Самая высокая Валасте. Чем длиннее берег, тем более развиты береговые выступы, давая местным жителям больше свободы.
Средняя высота прибрежья более 50 метров, вблизи Онтика, она достигает своего максимума 56 м. Между берегом и водной границей местность неровная, с очень каменистой осыпью. Здесь находится, наивысший в Эстонии, 25-метровый водопад Валасте . В 1996 году, по предложению комиссии по защите природы Северо-Восточное приморье было объявлено природным наследием и народным символом. Также, организация ЮНЕСКО признала его мировым наследием.
Система озер Куртна крупнейшая в Эстонии. Она расположена на образовании, сформированном во время ледникового периода в окрестностях Куртна . Более 30 км² заняты 40 различными по площади и глубине озёрами . В регионе в течение десятилетий сформировалась своеобразная экосистема. В 1987 году здешняя природа стала частью ландшафтного заповедника.
Группа холмов Синимяэ в Вайвара состоит из 3, связанных между собой, холмов, ориентированных с востока на запад. Их общая длина 3,4 км, высота основания около 35 метров. Абсолютная высота: Торнмяги 69,9 м, Пыргухауамяги 82,3 м и Паргимяги 84,6 м.
Парк Ору наиболее богатый парк Эстонии (более 200 видов деревьев и кустарника), расположенный в устье реки Пюхайые, и возведенный в конце XIX, начале XX веков согласно плану и под руководством директора Рижского зоопарка Г. Куфалдти. Озеро Улъястэ находится на высоте 66 м над уровнем моря. Его средняя глубина 2,5 м. В окрестностях озера множество источников. Озеро является местом отдыха для жителей Кивиыли и Сонда.
В районе Борони Йыэ (в Ору) находятся насаждения, которым уже более 100 лет. Сюда ещё не ступала нога человека. Древний лес дополняют 1,5 метровые папоротники и толстый слой мха. В ложбине реки видны выступающие породы средне-девонского периода.
Нарвский водопад расположен на реке Нарва, там, где Кренгольмский остров делит реку на две. Высота восточного водопада: 6-6,6 м, западного: 3,2-6,5 м. Из-за плотины гидроэлектростанции водопад большую часть времени мелководный.
В уезде находятся:
Самая полноводная река Эстонии - река Нарва (400 м³ в секунду)
Самая большая в Эстонии система озёр - озера Куртна (~40 озёр на ~30 км²)
Крупнейшая в мире шахта по добыче горючих сланцев - шахта «Эстония»
Самые высокие трубы в Эстонии - Эстонская электростанция (250 м)
Самые высокие в Эстонии искусственные горы - Коксовые горы или Тухамяэд (до 173 м от уровня моря)
Самый высокий водопад в Эстонии - водопад Валасте (25 м)
Самый высокий в Эстонии прибрежный глинт (обрыв) - Онтика (56 м)
Самый длинный пляж Эстонии - пляж на Чудском озере (более 30 км)
Самое большое озеро Эстонии - Чудское озеро или Пейпси ярв (около 3555 км²)
Самый длинный пляж на морском побережье - Нарва-Йыэсуу (7,5 км)
Самый большой в Эстонии Православный женский монастырь - Куремяэ (Пюхтица)
Культурная жизнь Ида-Вирумаа яркая и многообразная. Кроме эстонских коллективов, содействующих сохранению и развитию национальной культуры, в уезде так же представлены танцевальные и певческие коллективы русского, белорусского, украинского, немецкого, ингерманландского, татарского, польского, еврейского, узбекского и чувашского народов. Культурная жизнь уезда освещается двуязычной уездной газетой «Северное побережье» (эст. «Põhja rannik»)
В уезде так же действуют одни из старейших в Эстонии коллективов - Люганусский певческий хор (основан в 1855 году) и Йыхвиский смешанный хор HELI (основан в 1862 году). Ряды хоровых исполнителей дополняют Авинурмеский, Оонурмеский, Атсаламаский, Кивиыльский и хор Русской гимназии г.Кивиыли который считается самым лучшим хором а также самым классным,есть ещё и Нарвский, Силламяэский, Кохтла-Ярвский, Азериский, Кохтла-Ныммеский, Йизакуский певческие хоры и многочисленные школьные хоры. На всеобщих певческих праздниках Ида-Вирумаа представляют свыше 2000 певцов.
Из коллективов народных танцев наиболее известные - танцевальный ансамбль VIRULANE, Йыхвиская женская танцевальная группа GEVI, Силламяэский SUVENIIR, Нарвский JUN-OST, Супер-пупер, танцевальные группы Таммику, Мяетагузе, Ийзаку, Люганузе, Майдла, Вока и др.
По традиции, каждый год в уезде проходят дни хоровой песни, народных танцев, народной музыки, духовой музыки, вокальных ансамблей и кружков драмы. Через год состоится фольклёрный фестиваль KIRDE KILLAD, популярны так же певческие праздники, проходящие на Тойлаской певческой сцене и танцевальные праздники, организуемые на стадионе Вока. Из недавно сложившихся больших общественных мероприятий можно выделить Кохтла-Ныммеский праздник Tuhamägede Talvine Tantsupidu и проводимый на горе Синивоорэ Suvine Tuhamägede Tantsupidu.
Из известных по всей республике культурных мероприятий можно назвать ярмарку рукоделия VIRU NIKERDAJAOA, Авинурмескую бочарную ярмарку, рыбную ярмарку Лохусуу, Йыхвиский фестиваль RAHVUSKULTUURISELTSIDE LOOMEPADA и народный праздник Peipsi Jaanik , организуемый в Вайкла.
Ида-Вирумаа один из наиболее ранних регионов Эстонии, куда прибыли поселенцы. Одно из наиболее известных мест поселений находится недалеко от
Кунда
. Около 3 000 лет назад на плато северного побережья располагалась возделываемая территория. Самые ранние из найденных железных предметов находились в захоронении Сопе (Люганусе).
В завершение спокойного и мирного периода, в
X
-
XIII веках
на землю Виру приплыли
викинги
. Их могильники расположены в северной и восточной частях уезда.
18 февраля
1268 года
в Вирумаа устремились
новгородцы
под предводительством князя
Дмитрия Александровича
и
псковитяне
во главе с литовским князем
Довмонтом
. В начале
XIII века
здешнюю землю опустошали немецкие
крестоносцы
. В
1219
-
1220 годах
народ был крещен датчанами. Их власть над северной частью Эстонии продлилась более одного века. В 1346 году Дания продала свои владения Тевтонскому ордену, чем обозначилось начало мирного периода, завершившегося в 1558 году Ливонской войной с Русским царством.
Скоро будет выпущено второе, дополненное издание нашумевшей книги журналиста Светланы Логиновой "Бандитский Ида-Вирумаа", в котором автор обещает изложить читателям события и факты, которые вызовут большой общественный резонанс.
- Светлана, почему вы решили выпустить второе издание?
На мое решение повлияли 2 фактора: во-первых, я до сих пор получаю телефонные звонки и письма по интернету с вопросом: где можно купить книгу или с предложением купить у меня оставшийся экземпляр, если таковой имеется, за любую цену. Во-вторых, уже на момент выхода из печати первого издания произошли события, которые не успели попасть в книгу, да и в течение последующих 8 лет - книга вышла в 2004 году - таких событий было много. А наша полиция и прокуратура в последние годы работают так, что в прессу, из которой народ черпает информацию, данные об этих событиях просачиваются по каплям. Даже когда дело уже направлено в суд, прокуратура, поддержавшая обвинение, не дает комментариев. Таким образом, общественность в лице простых жителей Эстонии практически не в курсе того, что происходит в криминальном мире страны. Вроде как он, этот мир, существует, а вроде как и нет. И все у нас "причесано", тишь да гладь, Божья благодать.
- Какой объем второго издания, надо полагать - больше, чем первого?
Разумеется. Я постаралась внести во второе издание все факты и события, произошедшие за эти годы, кроме разве уголовных судебных процессов, которые еще не начались. Некоторые события я рассматриваю в свете полученных мною новых фактов, например, убийство кохтла-ярвского депутата Николая Князева. И, наконец, не так давно - именно последнее обстоятельство и вынудило меня форсировать подготовку второго издания! - я получила поразительные по цинизму сведения о некоторых высокопоставленных персонах. Ради одной такой персоны я открыла в книге отдельную главу.
- Как вы относитесь к мнению некоторых людей, что вы порочите своей книгой имидж Эстонии?
Совершенно индифферентно... Те кровавые годы - это наша с вами история, коснувшаяся всех, так что не надо закрывать глаза на прошлое и строить из себя страуса, засунувшего голову в песок.
- И последний вопрос: ваше первое издание затронуло кое-кого за больное. Вам угрожали?
Что значит "угрожали"? Если в плане физической расправы - то нет. А вот судебными процессами - да. Два бизнесмена, посчитавших, что задета их честь и, как это ни странно, один офицер Центральной криминальной полиции, который был настолько разозлен, что заявил, что встанет в суде против меня на стороне одного из деятелей криминального мира. Что я могла сказать на это его заявление? Возражать? Ни в коем случае... И я предложила ему осуществить задуманное, сказав, что было бы очень интересно увидеть его в суде в паре с этим бандитом.
- Когда выйдет книга?
Точно не могу сказать. Печатать ее будут, вероятно, в России, потому что здесь я опасаюсь утечки информации или, что еще хуже - пропажи части экземпляров, как это произошло с первым изданием.
Книга объемом 140 страниц, состоит из 6 глав и снабжена фотоиллюстрациями лидеров и членов преступных группировок, а также жертв преступлений. Все имена, перечисленные в книге — подлинные.
Пулевые отверстия в капоте
Обложку книги украшает изображение БМВ, изрешеченного пулями. Эту стилизованную художником машину Логинова сняла сама. "На обложку нужно было изображение БВМ или "Мерседеса". Заметила как-то раз такой автомобиль и сфотографировала. При виде камеры из машины выскочили два орла-братка", - рассказывает Логинова. Парни из БМВ все же разрешили поместить изображение своей машины на обложку книги, только попросили номер прикрыть. Логинова пообещала - и выполнила обещание. А пулевые отверстия на капоте машины, к счастью, являются плодом фантазии оформившего книгу художника.
Логинова разделила историю мафии на шесть частей. В первой автор дает обзор действовавших в Эстонии преступных группировок, а также их лидеров и связей между ними. В том числе, о взаимоотношениях этих группировок с действовавшими в Ида-Вирумаа "коллегами".
По словам Логиновой, при написании этой части она использовала и источники из преступного мира - их информация во многом отличается от официально представлявшейся со стороны полиции.
![]() |
Книга переведена на эстонский язык. |
Во второй главе автор останавливается на "звездах" преступного мира. "Таранков, Дикаев, Клепач, Малиновский", - перечисляет Логинова имена. Третью, более длинную часть, автор посвятила братьям Сачукам. "Из этой главы вы узнаете о таких вещах, о которых раньше никаких публикаций не было", - разжигает интерес Логинова. Повествование в рассказывающей о Сачуках главе начинается с момента выхода на свободу застреленного позднее Сергея Сачука и заканчивается лишь 2003 годом, когда погибли два последних связанных с Сачуками человека.
После четвертой главы, рассказывающей о приходе героина и разделе территорий в наркобизнесе, следует глава, повествующая о петербургских курсантах Юрии Устименко и Дмитрии Медведеве. И в этой главе, обещает Логинова, найдется много такого, о чем общественность ранее не знала. Например, в книге приведены письменные ответы Устименко на вопросы автора.
Неофициальные версии
В последней же главе объясняется то обстоятельство, что в галерее фотографий в этой книге вместе с портретами связываемых с преступным миром личностей есть снимки кохтла-ярвеских городских руководителей Валерия Корба и Людмилы Янченко. По утверждению Логиновой, она представляет в своей книге также неофициальную версию убийства члена горсобрания Николая Князева. "Но большего не скажу", - секретничает она.
Логинова, как криминальный репортер, своеобразна именно потому, что старается заглянуть в глубь историй и проводит, по ее словам, частные расследования. Она выслушивает слова полицейских, но затем отправляется и на беседу к "крестным отцам", а также перечитывает и, редактируя, приводит в приличный для глаза читателя вид полные мата письма Михайлова по кличке Голова, в которых тот хладнокровно пишет о плане убийства тюремных надзирателей.
Светлана Логинова стала криминальным репортером еще в студенческие годы, когда писала, чтобы подработать к стипендии, в "Ленинградской правде" и "Вечернем Ленинграде". Учившаяся профессии горного гидролога Логинова не нашла, однако, затем работы по специальности и осталась верна криминальной журналистике и позже.
"Мне предлагали также продать книгу целым тиражом, - говорит Логинова. - Один лидер преступного мира сделал мне такое предложение. Он тоже является одним из героев этой книги и заинтересован в продаже ее как в Эстонии, так и в России". Заинтересовался возможностью приобрести часть тиража и другой "авторитет".
Логинова предполагает, что круг читателей ее книги будет широк: как молодежь, так и пожилые люди, как полицейские, так и преступники. "Несмотря на все негативное, это все же история, наша история", - говорит в заключение она.
Бандитский "Ида-Вирумаа"
Уезд Ида-Вирумаа на карте
Ида-Вирумаа - один из наиболее ранних регионов Эстонии, куда прибыли поселенцы. Одно из наиболее известных мест поселений находится недалеко от Кунда . Около 3 000 лет назад на плато северного побережья располагалась возделываемая территория. Самые ранние из найденных железных предметов находились в захоронении Сопе (Люганусе).
В завершение спокойного и мирного периода, в - XIII веках на землю Виру приплыли викинги . Их могильники расположены в северной и восточной частях уезда. 18 февраля 1268 года в Вирумаа устремились новгородцы под предводительством князя Дмитрия Александровича и псковитяне во главе с литовским князем Довмонтом . В начале XIII века здешнюю землю опустошали немецкие крестоносцы . В -1220 годах народ был крещен датчанами. Их власть над северной частью Эстонии продлилась более одного века.
В составе уезда 22 самоуправления: 7 городов и 16 волостей.
Четверть жителей Ида-Вирумаа связаны с энергетикой - это добыча сланца и производство электро- и теплоэнергии. В Нарве - городе энергетиков - производство энергии при помощи водяного колеса началось уже в конце XIX века , сегодня же электричество отсюда поступает на территорию всей республики.
Производство электричества осуществляется благодаря залегающему в недрах уездах (до 70 м) горючему сланцу . Его добычей занимается концерн «Ээсти Пылевкиви» (эст. Eesti Põlevkivi ), который добывает в год 10-12 млн тонн сланца из недр Эстонского сланцевого месторождения, которое простирается с запада на восток от Кивиыли до Нарвы и с севера на юг от Йыхви до Вяйке-Пунгерья. Добыча сланца осуществляется т. н. открытым способом на карьерах (разрезах) «Нарва» и «Айду», а также на двух подземных шахтах - «Эстония» и «Виру». Химическая промышленность стала использовать сланец уже в 20-е гг. XX века, в 50-е гг. добыча сланца была сориентирована на производство электричества, что сохраняется и сегодня - на производство же сланцевого масла уходит около одной пятой части добываемого сланца. Производство электроэнергии на базе горючего сланца сохранится примерно в течение 30 лет.
В общеобразовательных школах уезда обучается 20 800 учащихся, из них 80 % обучаются в школах с русским языком обучения. В Ида-Вирумаа действует 51 общеобразовательная школа (С русским языком обучения - 28, с эстонским - 15, двуязычных - 8), 60 дошкольных учреждений и 6 учреждений, дающих профессионально-техническое образование. Высшее образование возможно получить в трех вузах: в Нарвском Колледже Тартуского Университета , Институт Экономики и Управления "ECOMEN", и в Вирумааском колледже Таллинского технического университета . Первый специализируется на подготовке преподавателей и социальных работников,второй - подготовке специалистов в области экономики и управления, а третий - на высшем образовании в технической сфере. В трех вузах обучаются более 1800 студентов.
Культурная жизнь Ида-Вирумаа яркая и многообразная. Кроме эстонских коллективов, содействующих сохранению и развитию национальной культуры, в уезде так же представлены танцевальные и певческие коллективы русского, белорусского, украинского, немецкого, ингерманландского, татарского, польского, еврейского, узбекского и чувашского народов. Культурная жизнь уезда освещается двуязычной уездной газетой «Северное побережье» (эст. «Põhja rannik»)
В уезде так же действуют одни из старейших в Эстонии коллективов - Люганусский певческий хор (основан в 1855 году) и Йыхвиский смешанный хор HELI (основан в 1862 году). Ряды хоровых исполнителей дополняют Авинурмеский, Оонурмеский, Атсаламаский, Кивиыльский и хор Русской гимназии г.Кивиыли который считается самым лучшим хором а также самым классным,есть ещё и Нарвский, Силламяэский, Кохтла-Ярвский, Азериский, Кохтла-Ныммеский, Йизакуский певческие хоры и многочисленные школьные хоры. На всеобщих певческих праздниках Ида-Вирумаа представляют свыше 2000 певцов.
Из коллективов народных танцев наиболее известные - танцевальный ансамбль VIRULANE, Йыхвиская женская танцевальная группа GEVI, Силламяэский SUVENIIR, Нарвский JUN-OST, Супер-пупер, танцевальные группы Таммику, Мяетагузе, Ийзаку, Люганузе, Майдла, Вока и др.
По традиции, каждый год в уезде проходят дни хоровой песни, народных танцев, народной музыки, духовой музыки, вокальных ансамблей и кружков драмы. Через год состоится фольклёрный фестиваль KIRDE KILLAD, популярны так же певческие праздники, проходящие на Тойлаской певческой сцене и танцевальные праздники, организуемые на стадионе Вока. Из недавно сложившихся больших общественных мероприятий можно выделить Кохтла-Ныммеский праздник Tuhamägede Talvine Tantsupidu и проводимый на горе Синивоорэ Suvine Tuhamägede Tantsupidu.
Из известных по всей республике культурных мероприятий можно назвать ярмарку рукоделия VIRU NIKERDAJAOA, Авинурмескую бочарную ярмарку, рыбную ярмарку Лохусуу, Йыхвиский фестиваль RAHVUSKULTUURISELTSIDE LOOMEPADA и народный праздник Peipsi Jaanik, организуемый в Вайкла.
В течение тысячелетий крупнейшие реки уезда сформировали, служащий естественной защитой - глинт . Меньшие реки несут свои воды в море, формируя береговые уступы. К ним относятся: Тырвайыги , Лангевоя и Алуоя. Самая высокая - Валасте. Чем длиннее берег, тем более развиты береговые выступы, давая местным жителям больше свободы.
Прибрежье Сака-Онтика-Тойла является наивысшим Балтийским глинтом, и наиболее длинной неразрывной частью, пролегающей от Сака до Тойлаской глинтовой бухты. Внимание археологов он привлек ещё пару веков назад, прежде всего своими открытыми наслоениями кембрийского и до-ордовиковского периодов.
Средняя высота прибрежья - более 50 метров, вблизи Онтика , она достигает своего максимума - 55,6 м. Между берегом и водной границей местность неровная, с очень каменистой осыпью. Здесь находится, наивысший в Эстонии, 25-метровый водопад Валасте . В 1996 году , по предложению комиссии по защите природы Северо-Восточное приморье было объявлено природным наследием и народным символом. Также, организация ЮНЕСКО признала его мировым наследием.
Система озер Куртна крупнейшая в Эстонии. Она расположена на образовании, сформированном во время ледникового периода в окрестностях Куртна. Более 30 км² заняты 40 различными по площади и глубине озёрами. В регионе в течение десятилетий сформировалась своеобразная экосистема. В 1987 году здешняя природа стала частью ландшафтного заповедника.
Группа холмов Синимяэ в Вайвара состоит из 3, связанных между собой, холмов, ориентированных с востока на запад. Их общая длина - 3,4 км, высота основания - около 35 метров. Абсолютная высота: Торнмяги - 69,9 м, Пыргухауамяги - 82,3 м и Паргимяги - 84,6 м.