Информационные технологии по видам юридической деятельности. Информационные технологии

Виды беспроводных сетей 23.11.2019
Виды беспроводных сетей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

Е.В. БУРЦЕВА, А.В. СЕЛЕЗНЁВ, В.Н. ЧЕРНЫШОВ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 080801 и бакалавров, обучающихся по направлению 230700

«Прикладная информатика в юриспруденции» по дисциплине «Информационные технологии в юриспруденции»

Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

УДК 004.9:34 (075.8) ББК Х.с51я73-5

Рецензенты:

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Конструирование радиоэлектронных и

микропроцессорных систем» ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

Д.Ю. Муромцев

Заместитель начальника экспертно-криминалистического центра при УВД Тамбовской области

А.Н. Дорофеев

Бурцева, Е.В.

Б912 Информационные технологии в юриспруденции: учеб. пособие / Е.В. Бурцева, А.В. Селезнёв, В.Н. Чернышов. – Тамбов: Издво ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 104 с. – 100 экз.

ISBN 978-5-8265-1050-6

Представлен материал, необходимый при изучении дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции». Рассмотрены основные понятия и общая характеристика государственно-правовых систем. Особое внимание уделено информационным технологиям и системам, предназначенным для решения задач юриспруденции, принципам их использования. Изложены основные этапы разработки автоматизированного рабочего места юридической консультационной службы и проведения информационного консалтинга.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 080801 и бакалавров, обучающихся по направлению 230700 «Прикладная информатика в юриспруденции» по дисциплине «Информационные технологии в юриспруденции».

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач современности является формирование информационного общества – общества, в котором процессы сбора, обработки, анализа, передачи информации, т.е. информационные и коммуникационные технологии, занимают основное место в различных сферах человеческой деятельности.

Стремительное развитие и использование средств новейших информационных и коммуникационных технологий в социально-правовой, культурной, политической, экономической и других сферах общества актуализируют проблему подготовки кадров, способных решать профессиональные задачи в существующем информационно-правовом пространстве. Юриспруденции, как и любой другой области деятельности, необходимы специалисты, являющиеся профессионалами в области анализа информационных технологий, их применения для решения повседневных профессиональных задач, умеющие создавать информационные технологии в юриспруденции, проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов в области юриспруденции.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов и бакалавров направления «Правовая информатика в юриспруденции» и соответствует программе дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции».

В пособии рассмотрены: понятие и общая характеристика теории систем, государственно-правовых систем. Анализируется значение информатизации для юриспруденции. Особое внимание уделено информационным технологиям и системам, предназначенным для решения задач юриспруденции, принципам их использования. Изложены основные этапы разработки автоматизированного рабочего места юридической консультационной службы и проведения информационного консалтинга.

Материал, предложенный в учебном пособии, призван помочь в подготовке специалистов, способных заниматься созданием, внедрением, анализом и сопровождением информационных систем в юриспруденции.

1. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

1.1. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ И ИХ ПОДСИСТЕМ

Для более целостного исследования объекта, его связей используют системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы.

Существует множество определений понятия «система». В переводе с греческого система – « составленное из частей», «соединение» от «соединяю», т.е. система есть совокупность или множество связанных между собой элементов. Например, система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (объектов), объединённых для реализации общей цели, обособленная от окружающей среды, взаимодействующая с ней как целое и проявляющая при этом системные свойства. В более широком смысле толкование системы даёт терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике: «система – это совокупность взаимосвязанных объектов, подчинённых определённой единой цели с учётом условий окружающей среды» . Упорядоченная совокупность элементов системы и их связей между собой представляет структуру системы. Проанализировав понятие структуры и существующие определения системы, можно выделить следующие её основные составляющие: 1) система − это упорядоченная совокупность элементов; 2) элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках данной системы, являясь её подсистемами; 3) система как целое выполняет установленную ей функцию, которая не может быть сведена к функции отдельного элемента; 4) элементы системы могут взаимодействовать друг с другом в рамках системы, а также самостоятельно с внешней средой и изменять при этом своё содержание или внутреннее строение.

Системный подход используется во всех областях знаний, хотя в различных областях он проявляется по-разному. Учёные – исследователи права также акцентируют внимание на системном подходе к анализу правовых явлений, считая, что его применение позволяет учитывать все существенные связи между элементами системы .

Термин «правовая система» одним из первых применил Е.Б. Пашуканис. Следует отметить, что термин «система» в применении к юридической деятельности используется не случайно и достаточно широко (правовая система, система государственно-правовых органов, система правовой информации, система доказательств, судебная система), различные объедине-

ния людей могут быть представлены в виде социальных систем, так как все явления по своей природе системны.

По определению С.С. Алексеева, юриспруденция является специальной областью общественной жизни, практики и науки, связанной с правом, юридической деятельностью, которая осуществляется через системы государственно-правового характера . Основной задачей правовой системы государства является регулирование общественных отношений, т.е. управление. Ещё Н. Винер обратил внимание на тесную связь между понятиями «управление» и «информация» и определил, что любое управление основывается на получении, переработке и использовании информации (информационных ресурсов), которая циркулирует в каналах прямой и обратной связи .

В дальнейшем многие учёные подтвердили данное определение. Так, Н.С. Полевой определяет государственно-правовые системы как целенаправленный механизм управления, имеющий субъекты и объекты воздействия, каналы прямых и обратных связей. Данные системы тесно связаны с правом и вследствие этого выполняют функцию регулятора общественных отношений. По каналам связи реализуется информационная связь правовых систем (органов государственной власти, суда, прокуратуры и др.) друг с другом, с деятельностью учреждений, предприятий, организаций, граждан и т.д., т.е. осуществляются процессы сбора, обработки и использования информации, на основе которой функционируют процессы управления . Таким образом, система S работает под воздействием управляющих сигналов, идущих от регулирующего (управляющего) устройства R , во времени Т , и определяется на множестве входной и выходной информации I (рис. 1.1).

Некоторые авторы определяют правовую систему «как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей» .

Таким образом, государственно-правовые системы – достаточно сложный вид общественных образований, в состав которых входит комплекс различных подсистем, каждая из которых выполняет свою определённую функцию, например, функцию управления выполняют функциональные

I вх

I вых

Рис. 1.1. Структурная схема системы с обратной связью

системы, функцию информационного обеспечения юридической деятельности – информационные системы.

Правовая система включает государственно-правовые механизмы, предназначенные для её эффективного построения в процессе законотворческой и правоприменительной деятельности.

К подсистемам государственно-правовой системы общества можно отнести органы юстиции, прокуратуры, суда, внутренних дел, кроме того, в качестве подсистем функциональных государственно-правовых систем могут выступать, например, механизмы правосознания, правотворчества, процессы принятия законов, рассмотрение дел в судах и т.д.

Функциональные правовые системы представляют собой механизмы, предназначенные для достижения установленной государством цели. Поэтому их функции, обусловлены данной единой целью и определённым образом скоординированы между собой. Под функциональной правовой системой принято понимать определённое число взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, к примеру, юридических органов, должностных лиц, граждан. При этом различные элементы, подсистемы государственно-правовых систем, взаимодействуя друг с другом и с внешней средой, выполняют свои специфические функции, зависящие от того или иного вида юридической деятельности. Выполняя заданные функции, «эти системы выступают, прежде всего, в виде самоуправляемых сложных динамических систем», которые состоят из субъектов и объектов управления. Взаимодействие систем происходит через каналы прямых и обратных связей, в которых осуществляются процессы сбора, обработки, анализа и использования информации, процессы управления .

Сущность информационной системы в области права, по мнению М.М. Рассолова, может быть правильно осознана лишь через анализ процесса труда. Как известно, процесс труда в обществе характеризуется прежде всего как система. Этот процесс предполагает труд как целенаправленную деятельность того или иного человека, в ходе которой последний, используя орудия труда, воздействует на определённые объекты (предметы труда) для достижения поставленных целей . На основе данного теоретического вывода, Рассолов заключает, что понятие и сущность информационной системы в области права может рассматриваться как «целенаправленная повседневная деятельность или труд (работников прокуратуры, суда, народных депутатов, руководителей и др.), направленный на разнообразную социально-правовую информацию (предмет труда), с тем, чтобы используя электронно-вычислительные машины (ЭВМ), счётно-перфорационную и иную технику (орудия труда), преобразовать рассматриваемую информацию в формы, необходимые для принятия определённых решений, для осуществления конкретных управляющих воздействий», т.е., информационная правовая система рассматривается М.М. Рассоловым как:

1) целесообразная, целенаправленная деятельность, связанная с информацией, циркулирующей в правовых образованиях, системах;

2) совокупность субъектов управления и технических средств, с помощью которых производится обработка юридических сведений, данных;

3) совокупность информационно-правовых связей, криминологических потоков, статистических массивов и т.д.

Таким образом, основываясь на теории систем и определениях понятия системы в области права, данных учёными-юристами, можно сделать следующие выводы: правовая система – это упорядоченная совокупность элементов; элементы системы соединены между собой и взаимодействуют друг с другом и с внешней средой не случайным образом, а с помощью необходимых связей и отношений; система как целое выполняет установленную ей функцию регулятора общественных отношений, которые и объединяют систему.

1.2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ ПРАВА

Анализ работ, отражающих содержание профессиональной деятельности юристов, показывает, что решаемые ими задачи, существенно различаются в зависимости от вида деятельности (следствие, ведение гражданских дел, договорно-правовая работа, защита и т.д.), профессии юриста (судья, следователь, прокурор, арбитражный судья, юрисконсульт, адвокат и пр.). Так, основной функцией прокуратуры является надзор за исполнением действующих законов, который включает контроль над следствием и дознанием в органах внутренних дел, анализ следственной практики, выступление в суде (поддержание обвинения). Функциональные обязанности адвоката заключаются в защите прав граждан. Задача судебных органов состоит в подготовке дела к слушанию, на основе полученных от следователя данных, соблюдении законности, проведении различного рода определений (вызов свидетелей, назначение экспертиз), составлении процессуальных документов, обвинительного заключения. Криминалистическая деятельность заключается в получении и анализе криминалистически значимой информации .

В качестве примера одного из видов деятельности в области права можно рассмотреть стадию возбуждения уголовного дела. Основной целью данной задачи является установление фактических обстоятельств дела. Процесс выполнения данной задачи состоит из следующих основных этапов:

получение данных (информации);

исследование фактов: осмотр места происшествия; истребование материалов, получение объяснений;

оформление данных;

решение о возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуж-

Информационная основа деятельности в данном случае заключается

в организации отбора информации; формировании массива исходных данных; анализе и обобщении полученной информации; принятии правовых решений.

То есть профессиональный труд специалиста в области юриспруденции, как видно из перечисленных выше функциональных обязанностей, независимо от вида деятельности, состоит из операций, связанных с тем или иным преобразованием информации, таких как подготовка документов, собирание информации, ведение переговоров, допросы, беседы, выступления в процессах, контакты с другими юристами и прочее.

Следовательно, основным компонентом профессиональной деятельности специалиста в области юриспруденции является информационный компонент. Все стадии процесса правового воздействия осуществляются с помощью непрерывных информационных процессов – информационная связь с деятельностью учреждений, предприятий, организаций, граждан и т.д. На основе своевременно собранной, достаточной, проанализированной информации строится информационная модель преступления и принимаются необходимые решения. По утверждению А. Кузьмина, информационное обеспечение служит сердцевиной юридической деятельности .

Информационные процессы в правовой системе – это процессы поиска, сбора, производства, получения, хранения, распространения, обработки, передачи и потребления информации, принятия на её основе необходимых решений. Информационные процессы определяются спецификой конкретной предметной области.

Учёные и практики утверждают, что в области права с помощью информации: во-первых, осуществляется взаимосвязь и взаимодействие всех элементов правовых механизмов, объединение их в правовую систему общества, связь правовых образований с внешней средой; во-вторых, информация является основой всех этапов правового воздействия. На основе полной и своевременной информации происходит движение в направлении поставленных целей, принимаются оптимальные решения. То или иное преобразование информации лежит в основе решения любой правовой задачи .

Таким образом, любая правовая система с точки зрения протекающих в ней информационных процессов, будь то система правовых норм или юридических органов, или правовые механизмы является информационной системой.

Так С.Г. Чубукова и В.Д. Элькин предлагают рассматривать процесс правового воздействия на общественные отношения как реализацию совокупности следующих информационно-значимых функций:

1) постановка целей регулирования в области права на основе имеющейся информации о состоянии объекта управления;

2) получение и восприятие поступающей правовой и иной информации, её регистрация, хранение и обработка;

3) принятие определённого юридического решения (на основе создания новой правовой информации);

4) передача и использование социально-правовой информации. Исходя из перечисленных функций, они закономерно заключают, что

все стадии процесса правового воздействия – это информационные процессы, «и при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика» .

Как заметил профессор Н.С. Полевой, собственно информационный процесс начинается с восприятия или сбора информации. При этом для потребителя информации важны количественные и качественные характеристики источника информации, существенные для решения конкретной задачи. Совокупность этих характеристик фиксируется в виде сигнала на носителе той или иной природы (бумажном, электронном и др.).

В информационном процессе информация движется от источника информации к потребителю (рис. 1.2). Передача информации осуществляется с помощью сигналов. Сигнал является носителем информации, он имеет случайную природу и в информатике употребляется в смысле «любой процесс, несущий информацию».

Таким образом, передача информации – это перенос информации в виде сигнала в пространстве посредством физических сред любой природы. Поиск данных состоит в формировании первичных сообщений.

Согласно Закону об информации «действия, направленные на получение информации определённым кругом лиц или передачу информации определённому кругу лиц», называются предоставлением информации. Под распространением информации понимаются «действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц» .

Хранение информации – это промежуточный этап, который, как правило, выполняется практически на любом этапе информационного процесса.

Источник СИГНАЛ Потребитель информации информации

Рис. 1.2. Передача информации

Этап обработки информации представляет собой операции преобразования исходных данных, на основе которых формируется новая информация. На этом этапе информация преобразуется к виду, удобному для потребителя (рисунок, формула, диаграмма и др.).

Завершающим этапом информационного процесса (применительно к управляемой информационной системе) является представление информации потребителю и принятие на её основе оптимального решения.

Очевидно, что работа любой системы правового характера, как правило, связана со всеми этапами информационного процесса.

Следует отметить, что субъектами приведённой выше государствен- но-правовой системы являются органы внутренних дел, прокуратуры, суда и др., объектом воздействия − поведение людей, одной из задач является борьба с правонарушениями.

Связи между субъектами и объектами воздействия этой системы, как было показано, − информационные. По каналам связи осуществляется информационная связь правовых систем друг с другом (огромное число постановлений, распоряжений, нормативных актов, справок, записок, сводок и др.) и с внешней средой. По каналам прямой связи к субъекту воздействия поступает социально-правовая информация, отражающая поведение людей; по каналам обратной связи в систему поступает информация о результатах её деятельности.

Следовательно, информационные процессы в области права влияют на отношения, существующие в правовой системе общества, заставляют, при необходимости, совершенствовать эти отношения, а также структуру государственно-правовых подсистем. Грамотная организация информационных процессов может существенно повысить эффективность решения социальных проблем.

15.02.2016

Наш век недаром назван «информационным», ведь он характеризуется тем, что в жизнь человека плотно вошли современные технологии, которые глубоко интегрировались во все возможные сферы жизни общества. Можно даже сказать, что люди попали в своеобразную зависимость от своих гаджетов: не найдется человека, который в повседневной деятельности не пользовался бы планшетом, компьютером или мобильным телефоном.
Все эти технологии позволяют оптимизировать деятельность, сэкономить время и получить новые знания. Тому, какую роль современные технологии играют в деятельности юриста, посвящена данная статья.

Роль современных технологий в юридической деятельности

Информационные технологии играют огромную роль в работе юриста. Они помогают найти, обобщить актуальную правовую информацию, оперативно обменяться данными, предоставить необходимые сведения в судебные органы и т. д.

Благодаря информационным технологиям юрист может не только оперативно получать актуальные законодательные сведения . Они дают возможность быстро отыскать статистические данные , без которых подчас невозможно обойтись при решении различных вопросов. Кроме того, из интернета специалист может получить любые данные из смежных дисциплин.

Глубокая интеграция информационных технологий в юридическую деятельность приводит к ускорению процесса поиска и подготовки необходимой документации.

Справочные правовые системы

Говоря о роли информационных технологий в деятельности юриста, нельзя не упомянуть и широкое внедрение справочных правовых систем. Работа с такими системами дает юристу возможность получить доступ к последним редакциям правовых актов и документов.

Можно с уверенностью утверждать, что внедрение справочно-правовых систем стало важнейшим достижением информационной эпохи в контексте юридической деятельности.

В середине прошлого века был накоплен огромный массив данных, в связи с чем систематизация носителей представляла огромные сложности, а поиск необходимой информации мог занимать достаточно долгое время.

Когда начали развиваться информационные технологии, все данные удалось оцифровать и систематизировать. Первая справочная правовая система появилась в 1967 году в Европе, в СССР первая система была внедрена только спустя восемь лет. Первоначально доступ к советской базе был ограничен, однако в наше время появились системы, которыми могут пользоваться даже люди, не имеющие юридического образования.

Автоматизированные информационные системы

Следующим шагом стало появление автоматизированных информационных систем. Такие системы широко используются в юридической деятельности, позволяя проводить розыскные мероприятия, экспертизу и электронное доказывание.

В настоящее время идет работа над созданием автоматизированных рабочих мест и Единой информационной системы МВД, что позволит автоматизировать работу следователей.

Говоря об информационных технологиях в юридической деятельности, нельзя не упомянуть . В настоящее время он постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Современный электронный документооборот представлен в двух формах: электронных доказательств и системы оценки этих доказательств.

Благодаря тому, что в настоящее время имеется возможность регистрировать информацию как о преступлениях, так и о совершивших их гражданах, имеется возможность оперативно оценить криминальную обстановку в любом регионе страны. Информация, которая содержится в системе учета, используется при раскрытии примерно 20% всех преступлений, совершенных на территории России.

Технические средства в юридической деятельности

Современные технические средства позволяют юристам фиксировать необходимые данные и добывать доказательства. Сюда можно отнести технику, позволяющую делать фотографии, а также вести видеосъемку или аудиозапись. Из современных разработок стоит выделить систему защиты свидетелей, которая представляет собой комплекс устройств, включающий в себя камеру, микрофон, систему изменения голоса и т. д.

Еще одним средством, облегчающим работу юриста, является видеоконференцсвязь, дающая возможность проводить рассмотрение дел без очного присутствия участников процесса.

В качестве доказательств при рассмотрении дел в суде нередко используются данные авторегистраторов и видеокамер круглосуточного наблюдения.

Резюмируя, можно сказать, что информационные технологии играют огромнейшую роль в современной юридической деятельности. Благодаря информационным технологиям удалось добиться ускорения принятия юридических решений, усовершенствован процесс поиска и систематизации доказательств, а юристы получили возможность в любой момент найти все необходимые сведения относительно актуальных законов и правовых актов.

Информационные технологии в юридической деятельности

1. Информационные технологии в юридической деятельности: понятие и основные направления (функции).

Юр. деят. – вид соц. деят., которой занимаются юристы с помощью юр. знаний и способов.

Информ. Тех. – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения инфы, и способы осуществления таких процессов и методов.

ИТЮД – новое интегральное направление в юриспруденции, которое занимается вопросами автоматизации, алгоритмизации и тех. Оснащения во всех видах юр. деят.

Применение:

1) Способы получения знаний

Информ. Тех. по оптимизации юр. деят.

ИПС (Попилон, Опознание, Учет нераскрытых преступлений)

Информ. Тех., которые привносят новые знания. Информац. Подходы в следственной, оперативной работе.

2) По виду юр. деят.

ИТ в правоприменительной деят.

ИТ в правотворческой деят.

ИТ в экспертной деят.

Объект, предмет, структура и основные методы информационных технологий в юриспруденции. Соотношение с другими видами юридических дисциплин информационного цикла.

Объект – любая инфа, имеющая либо потенциально могущая иметь правовое значение.

1) Инфа, имеющая прав. Знач.:

НПА, Договоры, Суд. Практика. Учебники, статьи и монографии по юриспруденции.

2) Инфа, потенциально могущая иметь прав. Знач.

Обычаи, Оперативно-розыскная информация.

Предмет:

1) Процессы сбора, преобразования, защиты, хранения, поиска и передачи правовой информации.

2) Средства автоматизированной обработки правовой инфы

3) Информац. Безопасность и система защиты правовой инфы.

Субъект:

1) В плане правотворчества – Президент, правительство, министерства и ведомства, органы местн. Самоуправ.

2) В плане употребления инфы – юр лица, РФ, субъекты РФ, муниципал. образования.

Методы:

Правовые (систематизация законодательства)

Методы информатики, математики и кибернетики (создание правовых баз данных, создание ИПС)

Тех. Методы (начиная от ПК, заканчивая средствами разведки)

Психолингвистические методы (Полусекретные методы)

Связь с дисциплинами:

Математика, информатика, ТГП, правохран. Органы, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

Политика Российской Федерации в области информационных технологий. Нормативные акты, регулирующие вопросы в сфере информационных технологий.

Законодательство в сфере информатизации – совокупность НПА, регулирующих области изготовления и потребления информации, информационных технологий и защиты информации.

Самый главный закон – Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации. Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года,

Регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации

Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры информационных технологий.

Протокол № 1 от 31.08.2016 года

Донецк-2016

Контрольные задания по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Приведены тексты контрольных заданий, изложены требования к оформлению контрольной работы, сформулированы контрольные вопросы, а также список рекомендованных литературных источников.

Контрольные задания разработаны в соответствии с программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Донецкого государственного университета управления.

Методические рекомендации содержат ссылки на информацию, предоставляемую не только Организацией Объединённых Наций, но и другими правозащитными организациями. Методические рекомендации не гарантируют точность, обоснованность и своевременность содержимого внешних сайтов. Указание ссылок на другие сайты не означает их поддержки со стороны кафедры информационных технологий Донецкого государственного университета управления.

Заведующая кафедрой информационных технологий

к. ф-м. н., доцент __________________________________________ Н. В. Брадул


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Информатика и информационные технологии в юриспруденции» базируется на последних программных и технологических новинках. Поэтому ее содержание постоянно меняется, отражая прогресс программных продуктов в сфере автоматизации бизнес процессов в профессиональной деятельности с учётом профессиональных компетенций.

Компетенцией называется предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности. Компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Компетентностью называется интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки индивида для выполнения деятельности в определенных областях. Данные определения приняты на заседании президиума Учебно-методического совета по философии, политологии и религиоведению МГУ им. М. В. Ломоносова 3 ноября 2005 г.

Системой называется совокупность взаимосвязанных между собой компонентов (элементов) организованная (построенная) с целью принятия определенных управленческих решений.

Системой профессиональных компетенций называется совокупность компетенций, взаимосвязанных между собой конкретными показателями их проявлений и отношений, организованная с целью рационального и объективного подбора, продвижения, оценки и мотивации индивида в профессиональной деятельности.

Технологиями называются способы и методы проявлений, отношений и связей в профессиональной деятельности в системе профессиональных компетенций.

Информационными технологиями (информационно-коммуникационными технологиями) называются процессы, способы и методы сбора, обработки, хранения, визуализации, передачи, распространения информации и осуществления их безопасности с применением технических средств коммуникации на основе аппаратной платформы компьютерной техники.

Информационными технологиями (информационно-коммуникационными технологиями) в профессиональной деятельности называются процессы, способы и методы сбора, обработки, хранения, визуализации, передачи, распространения информации и осуществления их безопасности в системе профессиональных компетенций с применением технических средств коммуникации на основе аппаратной платформы компьютерной техники.

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, организованные как целостный процесс достижения цели. Под процессом понимают определенную совокупность действий.

Информационные технологии – это закрепленные в информационной среде в виде знаний способы выработки, хранения, передачи и использования информации. Информационная технология представляют собой алгоритмически описанный процесс, гарантирующий достижение определенного результата, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения нового информационного продукта, информации нового качества о состоянии объекта процесса или явления.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Информационная технология включает совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на ПК. Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производятся информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

Виды информационных технологий (ИТ):

Информационные технологии обработки данных,

Информационные технологии управления,

Информационные технологии автоматизации офиса,

Информационные технологии поддержки принятия решений,

Информационные технологии организации и функционирования баз данных, и др.


Информационные технологии в юридической деятельности

Информационными технологиями (информационно-коммуникационными технологиями) в юридической деятельности называются процессы, способы и методы сбора, обработки, хранения, визуализации, передачи, распространения информации и осуществления их безопасности в юридической деятельности с применением технических средств коммуникации на основе аппаратной платформы компьютерной техники.

Важнейшей задачей в процессе становления юриста, как специалиста является формирование не только правовой, но и информационной и коммуникационной культуры, развитие умения адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий. При этом эффективность ИКТ в юриспруденции определяется не столько количеством имеющихся средств ИКТ, сколько качеством их использования, уровнем информационной компетентности специалиста. Навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности превращаются в необходимый повседневный инструмент решения возникающих практических и теоретических юридических задач.Подготовка к использованию ИКТ студента-юриста рассматривается как компонент профессиональной готовности, прежде всего потому, что отсутствие профессиональной компетенции делает бессмысленным применение компьютера в профессиональной деятельности.

Такая деятельность профессиональных юристов основана на действующем законодательстве, нормах права и морали и имеет юридически значимые последствия. К ее основным видам можно отнести:

Правовую оценку представленных фактов и информации;

Разработку алгоритма поиска и проверки данных фактов и информации;

Поиск и анализ правовой информации, относящейся к данным фактам;

Подбор действующих правовых норм, позволяющих сделать однозначный юридический вывод;

Разработку и формулирование позиции;

Оформление юридических документов: справок, решений и пр;

Контроль над юридическим процессом и деятельностью как организаций, так и граждан, позволяющий оставаться им в рамках правового поля.

Сегодня в юриспруденции выделяется множество «правовых отраслей», которые в силу постоянного изменения законодательных и подзаконных актов не могут эффективно функционировать без использования ИКТ, что объективно требует формирования интеллектуального потенциала будущего юриста с использованием современных информационных подходов.

Структура информатики. Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

Информатика в узком смысле представляется как состоящая из 3-х взаимосвязанных частей – технические средства (hardware); программные средства (software); алгоритмические средства (brainware).

Информатику как в целом, так и каждую ее часть рассматривают с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.

Цель фундаментальных исследований в информатике - получение обоб-щенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их настроения и функционирования.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

1. Изучением закономерностей в информационных процессах (накопление переработка, распространение информации);

2. Разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях.

3. Созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности.


Похожая информация.


2. ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ

2.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Информация – это стратегический продукт, но с появлением современных средств вычислительной техники она стала выступать также одним из важнейших ресурсов научно-технического прогресса и преобразования общества. Самым приоритетным видом деятельности сегодня является формирование информационного общества – общества, в котором процессы сбора, обработки, анализа, передачи информации, т.е. информационные и коммуникационные технологии, занимают основное место в различных сферах человеческой деятельности.

Информацию делят на три основных вида: 1) по сфере применения (массовая, правовая, научно-техническая, политическая, социальная, статистическая и т.д.); 2) по режиму доступа (открытая и ограниченного доступа); 3) по виду носителей (бумажный, машинный).

Во всяком обществе информация выполняет определённые функции,

к основным из них следует отнести следующие :

интегративную − сплочения членов общества и социальных групп в единое целое;

коммуникативную − общения и взаимопонимания;

инструментальную − участия в организации производства и управлении;

познавательную − средство отражения объективной реальности и передачи данных.

Особенно значимую роль информация играет в управленческой деятельности, к которой относится и юридическая деятельность.

Однако анализ литературы, в том числе юридической, законодательства Российской Федерации, регулирующего информационные отношения, показывает, что точного и однозначного определёния понятия «информация» нет. Взгляды учёных на данный вопрос достаточно разнообразные и не всегда однозначные.

Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт определёние информации в виде сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления .

Теория информации определяет информацию как средство, снимающее «неопределённость» (энтропию) события или объекта познания.

Информацию определяют и как сообщения о событиях, происходящих в правовой системе общества (М.М.Рассолов), и как данные, характе-

ризующие объект познания, которые могут быть выделены познающим субъектом в том или ином отображении познаваемого объекта (Н.С. Полевой), и как совокупность законодательства (массивы правовых актов) и правоприменительной практики (В.Э.Краснянский) .

В быту под информацией понимают интересующие нас сообщения. Следовательно, в различных исследованиях, в законодательстве тер-

мин «информация» используется в основном в одном значении – как сведения, данные, знания.

Тем не менее, приведённые выше понятия не позволяют определить сути информации, снять вопросы, возникающие относительно её содержания, в частности: почему, пользуясь одним и тем же источником (фильм, книга, беседа с человеком и другие источники), разные люди получают неодинаковые сведения; или почему один и тот же человек от одного и то же источника, например, исследуя стол, может, в зависимости от используемого метода (зрение, обоняние, осязание, экспертиза материала стола), зафиксировать совершенно разную информацию. Следовательно, для определёния информации важно понять, что она формируется из данных, но содержательная часть информации зависит не только от них, но и от методов, которыми данные воспроизводятся . Методы могут быть естественные (органы чувств человека), аппаратные, программные и др.

Поэтому разумно предположить, что самое точное на сегодняшний день определёние понятия информации предложено коллективом авторов под руководством С.В. Симоновича: «Информация – это динамический объект, продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия» .

Работа любой системы правового характера, как было рассмотрено, всегда связана со сбором, обработкой и использованием информации. Правоохранительные органы собирают и обрабатывают поступающую информацию, возбуждают и расследуют на её основе уголовные дела. Процедура юридического доказывания строится из отдельных операций поиска и оценки различных видов информации. При этом требуется найти такие количественные и качественные характеристики исходных данных об объекте познания, которые позволили бы получить о нём необходимую для определёния истины в проводимом правовом исследовании информа-

цию. Таким образом, вне информационного обмена невозможно ни существование системы, ни управление ею. С помощью информации: во-

первых, осуществляется взаимосвязь и взаимодействие всех элементов правовых механизмов, объединение их в правовую систему общества, связь правовых образований с внешней средой; во-вторых, информация является основой всех этапов правового воздействия. На основе полной и своевременной информации происходит движение в направлении поставленных целей, принимаются оптимальные решения.

В качестве основных составляющих деятельности юриста можно выделить следующие:

1) работа с социально-правовой информацией (её поиск, оценка, отбор, систематизация, изучение, анализ, переработка и пр.);

2) уяснение задачи, оценка ситуации с учётом её предполагаемых изменений и выдвижение гипотез;

3) определёние оптимальных или рациональных способов и средств выполнения поставленной задачи;

4) осуществление межличностных контактов (беседы, допросы, обсуждения и т.д.);

5) анализ (логический, профессиональный) исходных данных и доказательств;

6) принятие решений;

7) подготовка документов (протоколов, справок, решений и др.);

8) контроль исполнения и законности.

Специалист юриспруденции реализует предмет своей профессиональной деятельности на основе различной информации – научной, социальной, юридической, экономической и иной. Управленческий персонал правовых органов по статистике затрачивает на работу с информацией до 80% времени, следователи только на обработку информации – более 40%.

Раньше (а кое-где и сегодня) информация, обращающаяся в правовых системах, обрабатывалась работниками местной администрации, судьями, прокурорами, государственными арбитрами, следователями и другими специалистами, в основном, вручную. Хранение этой информации осуществлялось, как правило, с помощью простейших средств − карточек законодательных материалов: карточек по учёту директив, приказов, распоряжений, книг по анализу преступности, журналов, папок с докладами и т.д.

С ростом объёма информации возникла ситуация, когда существующие в правовой системе средства работы с информацией значительно устарели и стали отставать от современных потребностей, это привело к перегрузке работников, снижению качества их труда.

2.2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЕГО ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ, ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Современное общество отличают приоритет информации над продукцией материального производства, становление рыночной экономики, обновление законодательства, информатизация всех сфер деятельности, в том числе правовой, формирование в России единого информационноправового пространства, Электронного правительства, обеспечение информационной безопасности граждан и государства, развитие отрасли информационных услуг, создание информационного права, вхождение в мировое информационное пространство.

Как показывает практика, одним из самых эффективных направлений повышения производительности труда юриста в настоящее время, является использование информационно-коммуникационных технологий на базе современных компьютеров. Решение профессиональных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий даёт возможность воздействовать на качество и эффективность всей юридической деятельности, повысить производительность труда специалистов в среднем в три раза .

Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества . В статье 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» записано, что «информационные технологии» – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

В России в разные годы были разработаны и приняты концепции и программы информатизации учреждений и организаций юридического профиля. Например: указы Президента Российской Федерации от 28.06.93 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России», от 04.08.95 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации», от 19 декабря 1995 г. № 1272 «Об информационно-телекоммуникационном обеспечении Счётной палаты Российской Федерации»; федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; приказы Минюста РФ от 21.01.2000 г. № 10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации», МВД РФ от 10.07.95 № 263 «О порядке внедрения типовых про- граммно-технических средств информатизации органов внутренних дел»; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)»; в 1999 г. разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившая одобрение судейского сообщества; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации

от 27.09.2004 № 1244-р) и др.

Согласно данным законодательным актам, органы прокуратуры, суда, других ведомств, некоммерческие и коммерческие юридические фирмы оснащаются современной компьютерной техникой и информационнокоммуникационными технологиями. Так объявленная 13 июня 2002 г. приказом МВД России № 562 «Концепция развития информационновычислительной системы МВД России на 2002 – 2006 гг.» направлена на решение двух взаимосвязанных задач: повышение эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов и обес-

печение развития информационно-вычислительной системы МВД России как системы, интегрирующей информационные ресурсы органов внутренних дел на основе перспективных технологий их обработки. Исполнение положений данной Концепции обеспечит переход к созданию единого информационного пространства МВД России, а в дальнейшем и к формированию единого информационного пространства правоохранительных, контрольно-надзорных и финансовых органов Российской Федерации на основе интеграции их информационных ресурсов в единую информаци- онно-телекоммуникационную среду .

Таким образом, решение проблем информатизации базируется на создании автоматизированных информационных сетей на разных уровнях управления. Особенно актуально создание локальных сетей на уровне подразделений в целях обеспечения более рационального обмена данными, использования данных, поступающих в информационные центры. Функционирование таких сетей способствует организации безбумажного обмена информацией между службами и подразделениями и использованию автоматизированных рабочих мест .

Можно выделить несколько направлений информатизации:

1) создание Общенациональной системы правовой информации;

2) информатизация правотворческой деятельности;

3) информатизация правоприменительной деятельности;

4) информатизация правоохранительной деятельности.

В частности, работа по информатизации судов, органов и учреждений юстиции проводилась на базе предпроектного обследования данных органов и учреждений, проведённого в 1990 г., а также многочисленных решений и плана поэтапного внедрения средств вычислительной техники в деятельность органов юстиции и суда на 1991 – 1994 гг., утверждённых министром юстиции. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 24 июля 1997 г. проводились работы по созданию единой системы инфор- мационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, центральным узлом которой является Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ), его подразделения существуют во всех регионах страны.

Центр был создан 29 марта 1968 г. в целях совершенствования информационного обеспечения центрального аппарата Министерства для решения задач по комплексной автоматизации учётно-вычислительных работ, назывался он – Информационно-вычислительный центр (ИВЦ). 9 ноября 1970 г. для улучшения системы сбора и обработки информации и использования её в оперативно-служебной деятельности на базе ИВЦ создаётся Главный информационный центр при МВД СССР. В ноябре 1971 г. ГИЦ был преобразован в Главный научно-исследовательский центр управления и информации (ГНИЦУИ). На ГНИЦУИ возлагались задачи по научной разработке проблем совершенствования систем управления и

информации в органах внутренних дел, по руководству учётно-ре- гистрационной и информационной деятельностью; обеспечению аппарата МВД СССР, органов внутренних дел, других ведомств оперативносправочной, статистической и научно-технической информацией. 4 ноября 1985 г. ГНИЦУИ снова переименовывается в Главный информационный центр (ГИЦ) МВД СССР. Массовое внедрение ПЭВМ в конце 1980-х гг. позволило максимально приблизить системы хранения и обработки информации к непосредственным потребителям – практическим работникам. Использование мощных ЭВМ и систем телеобработки данных открывали новые перспективы в компьютеризации деятельности органов внутренних дел. В 2003 г. на ГИЦ МВД России были возложены функции по руководству, координации и контролю за процессами внедрения и использования современных информационных технологий в системе МВД России, формированию единой научно-технической политики в органах внутренних дел .

В 2004 г. в целях совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел страны была разработана Программа «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», рассчитанная на 2005 – 2008 гг. В состав Программы входили подпрограммы: «Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте», «Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной автоматизированной дактилоскопической информационной системы (АДИС-ГИЦ) и развитие сети программнотехнических комплексов АДИС регионального уровня», «Создание автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица на 2005–2006 гг».

В соответствии с новыми задачами ГИЦ МВД России в ноябре 2004 г. преобразован в Главный информационно-аналитический центр МВД России.

В МВД России в 2011 г. создано новое подразделение – Департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Перед подразделением стоит задача «собрать воедино и активизировать всю предыдущую работу в этом направлении, принципиально изменив систему взаимодействия МВД с населением» . По сообщению главы департамента планируется постепенный переход на предоставление государственных услуг в электронном виде. Одной из основных задач департамента является объединение всех существующих разрозненных электронных систем в единую телекоммуникационную систему, которая объединит органы внутренних дел, внутренних войск и, возможно, Федеральной миграционной службы (ФМС), «Чтобы любому сотруднику органов внутренних дел, участковому или оперативнику, было легче работать» .

Основным звеном процесса информатизации правовой сферы общества является создание в России общегосударственной автоматизированной системы правовой информации, которая объединит подсистемы всех регионов страны, всех правовых органов и органов власти.

Негативным результатом информатизации общества явилось появление нового вида преступлений, так называемых «компьютерных» преступлений, так как преступный мир во все времена вооружается самыми современными средствами совершения преступлений, сегодня это компьютерные информационные технологии. Развитие компьютерных информационных технологий, широкое распространение ЭВМ, объединение их в телекоммуникационные сети расширяют возможность проникновения к «чужим» информационным ресурсам, т.е. приводят к новым способам совершения преступлений.

Таким образом, происходит увеличение общественно опасных деяний с помощью или против компьютерной техники.

Всё вышесказанное служит предпосылкой использования вычислительной техники правовыми органами и порождает необходимость подготовки юридических кадров к работе в новых условиях – в условиях современной информационной среды. Специалист юриспруденции сегодня должен не только уметь раскрывать преступления, совершённые с использованием компьютера, но и свободно использовать компьютерные информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Однако необходимо помнить, что решение юридических задач с помощью технических средств и информационных технологий требует разработки неформализованных и формализованных алгоритмов и программ работы с информацией. Это могут быть алгоритмы и программы процесса правотворчества, правового регулирования, рассмотрения дел в суде, движение информации от правоохранительных органов к фирмам, автоматизации поиска информации о правонарушениях среди работающих на предприятиях области, района и многие др.

Алгоритмизация информационного процесса в сфере права, решения юридической задачи сводится к расчленению этого процесса на простейшие этапы. Составление алгоритма здесь требует детализации рассматриваемых явлений и процессов, их деления и соединения, что в ряде случаев связано с определёнными трудностями, особенно если речь идёт о составлении формализованного алгоритма (например, определёние размера трудового стажа), который предстоит выполнить на компьютере.

В области права существует ряд форм записи алгоритма. Преобладающей является словесная форма описания информационных процессов в правовых образованиях, а также решения юридических задач. При использовании этой формы требуется придерживаться следующих правил: осуществлять тщательный отбор слов, строго выстраивать фразы и тексты.

В связи с использованием математических методов и вычислительной техники в праве получило распространение блок-схемное и графическое представление алгоритмов.

При блок-схемном представлении алгоритма рассматриваемый процесс или явление разбивается на блоки, которые объединяются в одну общую схему. Передача управления от одного блока к другому обозначается стрелками, снабжёнными поясняющими надписями.

Графическое изображение алгоритма связано с конструированием геометрических и иных фигур, соединений, линий, обозначающих реализацию процесса решения юридических информационных задач.

2.3. КЛАССЫ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

При раскрытии и расследовании преступлений может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение (рис. 2.1). Универсальные программы общего назначения не только повышают производительность труда и эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений, но и поднимают её на качественно новый уровень.

Текстовые

Графические

редакторы и

редакторы

процессоры

Электронная

Электронные

АИПС, АИСС и

информационные

Компьютерные

и коммуникационные

переводчики

технологии

Консультационные

для юристов

(экспертные)

управления

базами данных

Программные

Оптические сис-

средства

темы распознава-

подготовки

ния символов и

презентаций

изображений

Рис. 2.1. Перечень информационных и коммуникационных технологий,

используемых в работе юриста:

АИПС – автоматизированные информационно-поисковые системы; АИСС – автоматизированные информационно-справочные системы; АИЛС – автоматизированные информационно-логические системы

К универсальным программам относятся: текстовые процессоры,

графические редакторы (Adobe Photoshop, Corel Draw, Paint), системы управления базами данных, редакторы электронных таблиц, программы распознавания символов, редакторы презентаций (PowerPoint), редакто-

ры публикаций, компьютерные переводчики.

К специальному программному обеспечению (ПО) относятся про-

граммы, разработанные для решения конкретной юридической задачи,

например АИПС , которые будут рассмотрены позднее.

С помощью информационных технологий правовые органы могут решать следующие классы задач:

1) обработка данных с помощью математических вычислений (статистические показатели расследования преступлений, обработка анкет);

2) логические задачи (логические рассуждения, позволяющие оценить истинность некоторого утверждения на основе данных);

3) набор, редактирование и форматирование текста;

4) создание и обработка графических изображений, в том числе сканированных;

5) создание баз данных и работа с ними;

6) перевод иностранного текста;

7) связи и коммуникации;

8) проведение некоторых видов экспертиз;

9) поддержка принятия решений;

10) создание презентаций.

2.4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

История работ по правовой информатизации в нашей стране берёт начало с 1970-х гг. в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Решение данной задачи возлагалось на Министерство юстиции. Вначале информационные центры органов внутренних дел оснащались электронными ЭВМ типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались главным образом для обработки статистических данных. Слабость технической базы и отсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать концепцию единой базы данных, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Однако следует отметить, что уже в 1970-е гг., например, Центральная Ленинградская научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы (ЛНИЛСЭ) использовала ЭВМ при проведении судебнопочерковедческих и автотехнических экспертных исследований .

Первые автоматизированные оперативно-розыскные учёты в 1970-е гг., такие как автоматизированные информационно-поисковые сис-

темы «Розыск», «Паспорт», «Учёт», «Сеть» и др., опережали аналогичные разработки в развитых зарубежных странах. Но история развития компьютерных технологий в деятельности правоохранительных органов нашей страны имеет и отрицательные моменты. В частности, информационноаналитическая система «Паспорт», предназначенная для контроля и поиска информации о перемещениях граждан через границы нашего государства, с помощью которой были раскрыты крупные махинации по незаконному вывозу антиквариата и ювелирных изделий из страны, пресечены преступления, связанные с контрабандой и международной спекуляцией в крупных размерах, была снята с вооружения и ликвидирована по указанию высшего руководства Советского Союза как «нарушающая права человека» .

К основным компьютерным технологиям, используемым сегодня правовыми органами и организациями, относятся различные автоматизированные информационные системы (АИС):

1) автоматизированные системы обработки данных (АСОД );

2) автоматизированные информационно-поисковые системы

(АИПС ); 3) автоматизированные информационно-справочные системы

(АИСС);

4) автоматизированные рабочие места (АРМ );

5) автоматизированные системы управления (АСУ );

6) экспертные системы (ЭС ) или системы поддержки принятия ре-

Автоматизированная система – система, состоящая из персонала

и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

АИС (Банк данных) - это совокупность структурированных данных (база данных) и комплекса аппаратно-программных средств для хранения данных и манипулирования ими (рис. 2.2). (Под структурированием по-

нимают процесс приспособления данных к нуждам машины, например, ограничение длины и значений данных, т.е. введение соглашений о способах представления данных).

Техническое

Организационное

обеспечение

обеспечение

Математическое

Информационное

обеспечение

обеспечение

Программное

Правовое

обеспечение

обеспечение

Рис. 2.2. Состав банка данных

Рекомендуем почитать

Наверх